Вот только разница между сказками и российской действительностью – дистанция огромного размера, поскольку в народных сказаниях добро всегда побеждает зло, а вот в новейшей истории нашей страны правительство с ростом цен никак справиться не может.
Едва правительству удалось в конце минувшего года взять под контроль рост цен за счет подписания соглашения с производителями продуктов питания и торговыми сетями о их замораживании на ряд социально значимых продовольственных товаров (хлеб пшеничный и ржаной, молоко и кефир, растительное масло и куриные яйца), как тут же случилась новая напасть.
Новая голова у Змея Горыныча выросла на российском рынке плодоовощной продукции, где в январе произошел беспрецедентный рост цен. За первый месяц 2008 года они выросли на 8,3%, в то время как в январе 2007 года их рост составил всего 4,1%. Об этом накануне сообщил заместитель главы Минэкономразвития Андрей Белоусов.
Напомним, что и в прошлом году плодоовощная продукция знала себе цену, продемонстрировав ускорение роста с 10,3% до 22,3%.
По словам чиновника МЭРТ, хотя с 15 января 2008 года импортные пошлины на овощи и фрукты в России были снижены с 15% до 5%, заметного результата это не принесло. Мало того, в условиях, когда меры тарифного регулирования оказались практически исчерпанными, динамика роста цен на импортную плодоовощную продукцию, доля которой на российском рынке составляет 10-11%, выросла почти на 40%.
Примечательно, что условия для высокого роста цен на плодоовощную продукцию в России усилиями правительства в последние годы были созданы почти идеальные. Несмотря на существующий национальный приоритетный проект «Развитие АПК», о ходе реализации которого чиновники Минсельхоза периодически и с большим оптимизмом докладывают, за последние три года производство овощей в стране выросло всего на 6%, в то время как реальные денежные доходы россиян выросли в 1,4 раза.
Заметим, что в отставании предложения от спроса на отечественном рынке плодоовощной продукции Андрей Белоусов обвинил прежнее правительство, в котором, между прочим, он тоже работал, и в составе которого был и нынешний глава Минсельхоза Алексей Гордеев.
Кстати, именно при активном участии Алексей Гордеева год назад в России был введен запрет на торговлю гражданам из СНГ. Вскоре отечественные рынки опустели, а цепочки завоза импортной плодоовощной продукции стали слабыми, что и привело к подорожанию цен на импортные овощи и фрукты.
Между тем, чиновники Минэкономразвития, понимая, что инфляция в нынешнем году может, как и в прошлом, перевалить за отметку 10%, недавно предложили ввести в закон о торговле, который в настоящее время еще разрабатывается, норму, позволяющую регулировать цены на государственном уровне.
Накануне МЭРТ уточнил, что цены на социально значимые товары должны подлежать регулированию только в случае резкого роста цен на них. Об этом вчера в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) на заседании комиссии по текстильной и легкой промышленности заявил директор департамента госрегулирования внутренней торговли Минэкономразвития Павел Волков.
При этом он подчеркнул, что перечень товаров, цены на которые могут подлежать регулированию, предлагается сделать «узким и закрытым». «Это очень краткий список социально значимых товаров, который мы держим в уме. Пока точного списка нет», - загадочно подчеркнул чиновник МЭРТ.
Какие же механизмы предлагает МЭРТ задействовать для обуздания роста инфляции? Это может быть установление предельной торговой наценки либо максимальной цены на товар. Не исключается и использование практики соглашений правительства с производителями и продавцами.
Объясняя позицию Минэкономразвития, Павел Волков подчеркнул, что во многих развитых странах подобные законодательные нормы используются и довольно успешно. «В частности, почти во всех странах Евросоюза существуют эти «спящие нормы», которые позволяют в ряде случаев временно осуществлять регулирование цен», - заявил он.
Как напоминает NEWSru.com, в настоящее время Минэкономразвития дорабатывает законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», который в ближайшие две недели будет направлен на согласование в соответствующие ведомства. В правительство документ будет внесен в апреле, а в Госдуму – в мае.