Бизнес любит по-русски

Составлен портрет российского бизнесмена. Теперь известно, как средний предприниматель относится к властям, рядовой публике, коллегам-конкурентам, какие у него проблемы.

Заодно выяснилось, что он склонен к иррациональной любви. Характер делового человека описан цифрами исследования делового климата в России, который провел ВЦИОМ по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

За что их не любят

Предприниматели не питают иллюзий по поводу чувств к ним остальной части общества. Отношения пока не сложились, в этом уверены 62% представителей бизнес-сообщества. Большинство (64%) отмечают серьезный разрыв в уровне жизни различных слоев населения. Половина уверена в том, что высокими доходами следует делиться с обществом. А 44% опрошенных предпринимателей готовы идейно поддерживать те политические силы, которые выступают за социальную справедливость и социальную защиту населения.

Реклама на веке

Кроме того, 56% владельцев компаний и топ-менеджеров уверены, что на репутации бизнеса до сих сказывается негативное мнение общества о результатах приватизации, проведенной в 1990-е годы. Для сравнения: 72% населения считает, что крупные состояния в России нажиты нечестным путем. По мнению 58% опрошенных предпринимателей, стоит учесть настроения общества и заново рассмотреть результаты отдельных сделок, совершенных в ходе приватизации с явным нарушением закона.

Не последнюю роль в настроениях рядовых россиян (68%) играет убеждение в том, что честный бизнес в современной России невозможен. Кстати, так же считают и… 58% предпринимателей.

Одновременно почти половина респондентов (47%) полагают, что бизнес страдает еще и из-за наветов завистников. Чуть больше трети опрошенных самокритично признают, что бизнес тоже провоцирует негативное отношение к себе незаконным приобретением собственности в ходе приватизации, склонностью к коррупционным действиям, уклонением от уплаты налогов и т.д. (35-37%).

И только 28% предпринимателей заметили, что конструктивным отношениям в связке «бизнес—общество» мешает еще и элементарная неосведомленность людей об успехах и проблемах частных компаний и предприятий.

О социальной ответственности бизнеса в последнее время говорят много. Сами предприниматели считают, что они не должны подменять федеральные, муниципальные и прочие структуры. Их долг, как считает 60% бизнесменов, состоит в выполнении прямых обязанностей перед работниками и государством. Правда, фактический уровень социальной ответственности российского бизнеса 63% респондентов оценили со знаком минус. Только 8% считают, что с этим вопросом все в порядке.

Климат? Суровый

Предприниматели, как оказывается, народ чуткий. Их волнует все, что прямо или даже косвенно влияет на их дело - от внутрикорпоративных до мировых проблем. Однако больше всего их беспокоит деловой климат в России. Исследователи в ходе опроса предложили для ответов 7-балльную шкалу. В итоге выяснилось, что большинство основных параметров делового климата попали в так называемую зону неодобрения.

Только один из пяти опрошенных отметил, что среда благоприятствует организации и ведению молодого бизнеса. В противовес им большинство (63%) владельцев бизнеса и топ-менеджеров отмечают, что деловая среда не выполняет своей стимулирующей функции. Социологи из первых рук узнали, что она неприспособлена для расширения бизнес-сообщества. А это ярко выраженный признак ее неблагополучия. Выясняется, что легче сложившейся компании в условиях жесткой конкуренции освоить новой регион, чем новичку создать фирму и удержать ее на плаву. Кстати, «рейтинг» нарушений прав бизнеса возглавляет недобросовестная конкуренция между предпринимателями (60%).

Главная проблема

Предприниматели (64%) утверждают, что им не нужны ни опека, ни льготы: для эффективной и законной деятельности достаточно четкого соблюдения «правил игры». Создание инфраструктуры для бизнеса, поддержка приоритетных предприятий и секторов, регулирование доступа на российские рынки иностранных производителей – это все второй план.

Законодательная база предпринимательства. Ее недостаточный уровень отметили 59% представителей бизнеса. Поэтому главным ориентиром для 52% владельцев и руководителей компаний остаются «правила игры», принятые в бизнес-сообществе. Например, деловое сообщество не уверено в успехе, если необходимо выяснять отношения с госструктурами. Любопытно, что 86% бизнесменов готовы идти в суд, если права их компании нарушил другой предприниматель или физическое лицо, однако как только надо предъявить иск к госструктуре, число принципиальных предпринимателей падает до 54 %. При этом, более половины опрошенных считают, что шансы выиграть такую судебную тяжбу невелики, а почти каждый третий уверен, что их нет вовсе.

Коррумпированность. Больше половины предпринимателей (55%) отмечают потребительское отношение власти к бизнесу, которая видит в нем лишь «тугой кошелек». Как высокий оценили уровень коррумпированности 56% опрошенных предпринимателей. Принуждение к коррупции со стороны чиновников отметила половина бизнесменов. По мнению 43% респондентов, главный очаг коррупции находится в правоохранительных органах. За ними идут местные органы власти (39%) и территориальные подразделения Федеральной налоговой службы, ФАС, СЭС, пожарная инспекция и т.д. (33%). Предприниматели, например, жалуются, что во время проверок от них требуют предъявлять слишком большое число документов (30%). Указывают респонденты и на избыточную частоту проверок (23%). При этом прямые или косвенные намеки на необходимость оплаты «услуг» чиновников получали 18% бизнесменов, многие из которых подчеркивают «заказной» характер проверок.

По оценкам предпринимателей, чем выше уровень органа власти, тем ниже уровень коррупции. Региональные органы власти в числе наиболее коррумпированных инстанций назывались заметно реже, чем местные (20% и 39%, соответственно), а федеральные органы исполнительной и законодательной власти – 11% и 5%, соответственно.

Свои люди. Закона о лоббировании в России нет. Однако 47% предпринимателей считают, что противостоять коррупции можно, если использовать именно лоббизм, участвовать в политической жизни через выборы, финансирование партий и т.д. Именно лоббизм, не противоречащий законодательству, привлекает наибольшее число предпринимателей, которые готовы к исключительно легальным отношениям с властью – об этом заявили 70% опрошенных. Примечательно, что готовность к действиям, предполагающим коллективные организованные формы, среди предпринимателей существенно ниже (не более 26%).

Логике вопреки

Несмотря на коррупцию и слабую законодательную базу, 54% предпринимателей считают, что их бизнес развивается успешно. И чем крупнее предприятие, тем жизнерадостнее оценки. Исследователи отмечают: оптимизм российского бизнесмена существует «вопреки и невзирая на обстоятельства, которые формируют основные условия и факторы предпринимательской активности».

Столь же парадоксально отношение бизнеса к власти, которая и законодательную базу не обеспечивает, и коррупцию довела до нормы. Тем не менее, 42% против 24% респондентов полагают, что политическая ситуация в России развивается правильно. А политика, как известно, предполагает и политику в отношении экономики в целом, и бизнеса, в частности. В то же время работу государственных и общественных институтов деловое сообщество оценивает пессимистично. Никаких видимых симпатий оно не испытывает к политическим партиям, правоохранительным органам и профсоюзам.

В зону одобрения они, кроме армии и бизнеса, включили президента (5,4 балла из 7 возможных), правительство (4,3), напрямую влияющих на бизнес-климат. Позиция странная и противоречивая, очень напоминает утверждение «бьет, значит, любит». Российский бизнес, конечно, ропщет, но терпит и даже любит, пусть на 4-5 баллов. Наверное, это от его неуверенности в своих позициях: а вдруг завтра побьют…

Реклама на веке
Diageo возвращает деньги за убытки Теневой министр бизнеса