Такую идею подал премьеру Владимиру Путину глава РСПП Александр Шохин, сообщает РБК.
Как признался журналистам сам Шохин, предложение РСПП стало ответом на позицию Минфина, который высказывается за увеличение фискальных сборов, если к 2015 году не удастся сэкономить на госрасходах и сократить дефицит федерального бюджета до нуля. Естественно, в первую очередь это затронет изрядно потрепанный кризисом средний класс. Предприниматели предлагают компромиссный вариант. Чтобы и бизнес остался цел, и государство было сыто.
«Здесь могут быть задействованы неналоговые источники», - сказал Александр Шохин и пояснил: «Мы считаем, что настала пора массовой приватизации». По его мнению, с молотка должны уйти «все ФГУПы после соответствующей трансформации, а также те общества, где государство представлено 100% и менее». Речь, в частности идет и о таких гигантах, как Сбербанк, ВТБ, «Роснефть», «Транснефть».
Глава РСПП призвал государственных мужей не мелочиться и приватизировать с огоньком. «Мы считаем, что государству можно опускать свою долю до 51% и даже ниже, законодательно предусмотрев схему типа «золотой акции», чтобы обеспечить права государства, если у него не останется формального контроля», - уточнил Шохин и попенял власти тем, что в этом вопросе она проявляет излишнюю медлительность. По его словам, если к делу подойти с умом, передача гособъектов в частные руки принесет бюджету не 70 млрд. и даже не 100 млрд. рублей (эти цифры озвучивала в разное время глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина), а гораздо больше - порядка одного 1 трлн. руб. только за один 2010 год.
Похоже, что призыв ускорить приватизацию МУПов и ФГУПов был услышан народными избранниками. 19 мая Госдума одобрила во втором чтении поправки в закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, теперь ценные бумаги акционерных обществ с балансовой стоимостью более 5 миллионов МРОТ будут торговаться не только на аукционах, но и на конкурсах, а брокерами в таких сделках смогут выступать наряду с Росимуществом юридические лица вроде банков и бирж. Рынок госсобственности осовременят с помощью электронных торгов (привет президентской модернизации!). Еще одним важным «ноу-хау» стало разрешение правительству продавать имущество РФ в рамках инвестпрограмм без конкурса.
«Например, правительство примет решение продать пакет акций судоходной компании некоему стратегическому инвестору с условием, что последний вложит определенные средства не только в судоходную компанию, но и в причальные стенки, остающиеся в федеральной собственности и не подлежащие приватизации», -пояснила член думского комитета по собственности Екатерина Семенова. Распродажа госсобственности не панацея для бюджета, считают специалисты.
«Как известно, дефицит бюджета по этому году составляет около 3 трлн. рублей. А от приватизации государственных активов планируется получить несколько десятков миллиардов. Понятно, что рассчитывать на приватизацию при такой «дыре» в бюджете не стоит», поделился с «Веком» видением проблемы директор департамента стратегического анализа ФБК* Игорь Николаев.
«Я негативно отношусь к проектам масштабной приватизации», - говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. Он указывает на то, что круг отраслей, в которых реализуются инвестиционные проекты внешних инвесторов, весьма узок и, к тому же, имеет сильный перекос в сферу услуг. 80% малых предприятий РФ работают в торговле.
«Без масштабных государственных инвестиций в реальные, в том числе инфраструктурные проекты, способствующие развитию частного бизнеса и снижению его инфляционных, инвестиционных рисков, расширение списка компаний для приватизации приведет к появлению в РФ новых частных монополий, например, таких, как авиационные и морские порты и схожие по положению на рынке предприятия других отраслей экономики. В долгосрочном периоде такая приватизация для экономики представляется не эффективной», - заключает эксперт. С другой стороны, «кошмарить» бизнес новыми фискальными поборами тоже не выход, сходятся во мнении собеседники «Века».
Уровень налоговых требований к ВВП в России составляет, согласно официальным данным, порядка 30%, а с учетом, высокой коррупционной составляющей, фактического перекладывания налоговой нагрузки сырьевыми монополиями на внутренних потребителей и других факторов, этот показатель оценивается специалистами в 40%. Нагрузка на ВВП в 30%-40% считается нормальной для мировой экономики, однако, отмечает Александр Осин, «нормальной» она была в последние десятилетия, когда низкие ставки по кредитам позволяли предприятиям нормально развиваться при указанной налоговой нагрузке. В итоге корпоративный, в том числе банковский сектор, накопил долгов на несколько сотен процентов от ВВП развитых стран.
Такое положение аукнулось финансовым кризисом в ЕС. Даже если бы переоценки рисков в результате кризиса не произошло, а отечественная экономика и дальше получала бы подпитку извне в виде дешевых длинных денег, такой путь развития с точки зрения ближайшего десятилетия выглядит тупиковым, чреватым резкой дестабилизацией финансовой и макроэкономической ситуации по «греческому» сценарию.
Эксперт напоминает о том, что сегодня общий долг РФ составляет уже порядка 100% валового продукта. «В текущих же условиях, определяющихся ростом оценочных инвестиционных рисков и спадом в потреблении, существующий уровень налоговой нагрузки чреват либо массовыми налоговыми неплатежами, либо банкротством значимого для экономики числа российских компаний», - резюмирует аналитик УК «Финам Менеджмент».
«Что касается введения моратория на повышение налогов, я понимаю такую позицию, она совершенно оправдана. Это действие на упреждение, потому что риск повышения налогов очень велик», - соглашается Игорь Николаев, однако признает, что в сложившейся ситуации выбор у государства невелик. «С одной стороны, мы наблюдаем значительный дефицит бюджета. С другой стороны, мы видим, что происходит с мировыми ценами на нефть. За последний месяц они снизились более чем на 17%. Если так пойдет и дальше, (а я думаю, что цена может достичь 60-55, а то и 50 долларов за баррель), дефицит бюджета будет еще большим. Как государство будет выходить из этого положения? Конечно же, оно захочет повысить налоги», - рассуждает специалист ФБК. По его словам, в кризисный 2010 год государство взяло на себя явно завышенные социальные обязательства и тем самым загнало себя в своеобразную ловушку.
Для борьбы с дефицитом бюджета оно должно сделать выбор между двумя путями – плохим и очень плохим. Плохой – это выход на рынок заимствований, а очень плохой – это повышение налогов.
«Есть ли альтернатива у бизнеса? – задается вопросом Николаев. - В случае повышения налогов часть бизнеса может уйти в тень, но есть более плохой сценарий. Часть бизнеса будет просто сворачиваться, прекращать свое существование».