Боги в небе. А на земле?

Боги в небе. А на земле?
Фото: https://www.vokrugsveta.ru
«…Надежная как весь гражданский флот». Таким, как известно, Владимир Высоцкий рисовал в своей популярной в народе песне образ стюардесс, их всегда подчеркнутую профессиональную вежливость и готовность выполнить любую прихоть авиапассажиров. А часто ли мы задумываемся над тем, как нелегко дается эта кажущаяся легкость.

«...Когда-то мне хотелось стать воздушной королевой. Такой, как в рекламных роликах - юной, обворожительной, хрупкой и эффектной в своем фирменном костюме, с очаровательной улыбкой. Увы, все оказалось куда прозаичнее…» «Да какая там романтика! Очнитесь! Сфера услуг, и ничего больше. Я тоже мечтал раньше стать бортпроводником, но когда стал часто летать, распрощался с романтикой. Это тяжелая, очень тяжелая работа. Да и за такую зарплату совсем необязательно летать бортпроводником. И на земле можно подзаработать на полеты в разные уголки мира…» Это лишь немногое из того, что удалось корреспонденту «Века» подслушать на форуме представителей этой профессии, состоявшемся недавно по инициативе Общероссийского профсоюза авиаработников. Речь там шла о режиме труда и отдыха, о том, что во многих авиакомпаниях административные решения руководства по отношению к стюардессам и стюардам носят, мягко говоря, непрозрачный характер. На эти и другие наболевшие вопросы участники профсоюзного актива кабинных экипажей России, собравшиеся в Москве, хотели получить ответы от отраслевого профсоюза, чиновников Росавиации и экономистов.

В один голос говорили о потере престижа профессии. Постоянно наблюдается отток специалистов, так что в самое ближайшее время авиакомпании остро почувствуют кадровый голод.

«Мы работаем в пяти регионах России, - заявил зампредседателя профкома авиакомпании Red Wings, директор департамента сервиса Валерий Меркулов. – И, конечно, не можем не заметить падения престижа профессии бортпроводника.

Реклама на веке
Как разместить

Один из ключевых стимулов изменить эту ситуацию в лучшую сторону – индексация заработной платы. Однако возможности авиакомпаний, учитывая пандемию, не безграничны».

Это как сказать! Например, представитель авиакомпании «Якутия», заместитель начальника службы бортпроводников по сервису Елена Зимина, сообщила, что руководство компании, просчитав последствия назревающих проблем трудоустройства и привлечения новых сотрудников, сочло необходимым проиндексировать зарплаты бортпроводников.

Что касается претензий по зарплате, то они вполне мотивированы.

…Рабочий день стюардессы начинается с приезда в родную службу и диктуется расписанием вылета самолета. То, что нет ни суббот, ни воскресений, ни праздничных дней – все это оговаривается еще при приеме на работу. Иногда из-за непогоды приходится подолгу засиживаться в каком-нибудь аэропорту, жить в прокуренной гостинице, обходиться сухим пайком, проклинать погоду и с надеждой смотреть на небо. А зарплата… Вот данные мониторинга по средней зарплате бортпроводников:

В 2016 – 2019 годах зарплата рядовых бортпроводников составляла от 35 тыс. рублей, а вот зарплата руководящего состава индексировалась – в 2016 году ее размер составлял до 92 тыс. рублей, в 2017-м - до 95 тыс. рублей, в 2018-м – до 102 тыс. рублей, в 2019 году – до 115 тыс. рублей.

О прошлом годе и говорить не приходится: пандемия из-за остановки полетов поставила хозяев авиакомпаний на грань выживания. Есть случаи, когда зарплата не превышала 5 тыс. рублей.

И это еще не все. Как удержаться на работе, когда наваливаются еще и бытовые проблемы?

У стюардессы Эвелины Б. есть дочь пяти лет. «Какая из меня мать, если вижу ее редко? А тут еще непроходящая усталость. Муж часто встречает мрачным, ты, говорит, в небе хозяйка, а дома…»

«У Эвелины проблемы с дочкой, - рассказывает Лена К. - А у меня…»

И она начинает говорить о самом наболевшем, самом интимном. За ее задрожавшим голосом и опущенными глазами, а еще за тем, что она все же решилась рассказать об этом постороннему человеку, мужчине, чувствуется настоящая боль и человеческое страдание.

«Мы с мужем очень хотели иметь ребенка. К сожалению, ничего не получается. В мои 25 у меня уже было три самопроизвольных прерывания беременности. Врачи ссылаются на внутренние изменения. Виноваты, мол, условия работы - организм таким образом реагирует на постоянные взлеты и посадки. Похоже, с профессией придется распрощаться».

Вот она, обратная сторона медали. Кроме сугубо женских заболеваний у воздушных королев еще нередки и хронические гастриты, болезни вен, они подвержены простудам. Попробуй не заболеть, если в некоторых профилакториях, часто давно отживших свой век, где приходится коротать время перед обратным рейсом, нередко кровать оказывается у разбитой двери, да еще за окном ноль градусов… Врачам же совсем небезразлично, почему у той или иной бортпроводницы за год по три-четыре бюллетеня. Объясняют, как могут. Однако медики порой придирчивы, убеждены, что, пытаясь непременно выйти на работу, стюардессы скрывают свои хвори. А пойманные за руку в кабинетах врачей и просят, и умоляют, и лукавят. Все ради одного, главного – летать.

Шел на форуме разговор и о забвении профессиональных традиций. Здесь поневоле вспоминаются советские времена, когда авиаотряды буквально соревновались в умении наиболее успешно организовывать посвящение в стюардессы. Что, по замыслу организаторов, должно было запомниться на всю жизнь. У вчерашних школьников рождались чувство уважения к будущей работе, желание не уронить престиж новой службы, куда тебя позвали. Увы, сегодня не всюду поддерживается эта славная традиция.

«Конечно, многое зависит от председателей профкомов, умеющих наладить деловые отношения с руководством, - продолжает разговор председатель Общероссийского профсоюза авиационных работников Валерий Селитринников. – Претензии к руководителям всегда будут, но, оказывается, их можно разруливать, как это сделали в «Якутии». Надо, скажем, добиться возвращения бортпроводникам оплаты за вредность, прежних льгот, которые им положены, нормального пенсионного обеспечения. Главный вопрос для всех, конечно, зарплата – сегодня решение этой проблемы в авиапредприятиях носит характер разноголосицы. Все это и сказывается на настроении людей. Думается, самое время подключить к этому трехстороннюю комиссию. Там - а это и правительство, и профсоюз, и работодатель – вместе смогут определить те стандарты, которые устроят всех.

Когда материал готовился к печати, довелось прочитать, что «Аэрофлот» удалил комментарии под своим постом в Instagram о низких зарплатах бортпроводников и налёте, «стукачестве» на коллег, штрафах, вынужденных подработках, проблемах колл-центра, о невыносимых условиях и отсутствии «плюшек». Жизнь, как видим, более прозаична, чем нас в этом убеждают… Авиакомпания сообщила об открытии набора бортпроводников и сделала об этом пост в соцсетях, сопроводив его фотографиями стюардесс и стюардов из «аэрофлотовского» пула с пятидневных съёмок на Сейшелах. «Аэрофлот» пообещал успешным кандидатам стабильную зарплату и соцпакет, включая льготные и бесплатные авиабилеты, которыми, как рассказывают источники в компании, не могут воспользоваться ушедшие в декрет женщины и их родственники.

Реклама на веке
Как разместить
Почему Сибирь осталась без присмотра президента Об этом необходимо говорить: президент движения «Поколение Z» об интересе молодежи к фильму «Турист»
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются