18+
  1. Борьба за уральское небо

Борьба за уральское небо

Вчера стало известно, что авиакомпания Уральские авиалинии (УА), подписала договор на приобретение пяти самолетов ATR-42 и ATR-72. По мнению аналитиков, это связано с угрозой вытеснения УА с рынка перевозок недавно появившимся конкурентом, фирмой Авиапард, принадлежащей главе Реновы Виктору Вексельбергу.

Такие опасения не лишены оснований. Совсем недавно предприниматель приобрел Екатеринбургский аэропорт Кольцово, который является базовым для Уральских авиалиний.

Напомним, что ранее Авиапард принадлежала Уральскому заводу гражданской авиации и имела в наличии всего один самолет Ил-76ТД для перевозки хозяйственных грузов. Тогда гендиректор Кольцово Михаил Максимов утверждал, что "покупка Авиапрада запасной вариант на случай нежелания работающих в аэропорту авиакомпаний развивать региональные перевозки (из Екатеринбурга в соседние города)".

"Уральские авиалинии" входят в десятку крупнейших российских авиакомпаний по объемам перевозок: в 2005 году 909 тыс. пассажиров. Выручка в 2004 году 4,6 млрд. руб., чистая прибыль 56,5 млн руб. Оперирует парком из двух десятков самолетов Ан-24, Ту-134, Ту-154 и Ил-86. По официальным отчетным данным, 72,62% акций АО принадлежит ООО Крылья Урала, 100% которого в собственности самой авиакомпании, 10,251% акций офшору Beta Investment Holdings Ltd (Британские Виргинские острова). Однако фактически владельцем перевозчика является руководитель предприятия Сергей Скуратов, он обладает 72% ценных бумаг. Остальная часть принадлежит структурам, близким к губернатору Свердловской области Эдуарду Росселю.

Месяц назад прошла информация о том, что г-н Скуратов собирается продавать свою долю ценных бумаг после того, как стало известно, что структуры губернатора решили выйти из компании. Однако, как прокомментировал Веку через свою пресс-службу г-н Скуратов, слухи о продаже авиакомпании Уральские авиалинии выгодная для кого-то, но абсолютно недостоверная информация. Нам часто предлагают продать свой бизнес. Позиция руководства авиакомпании по отношению к подобным выпадам заключается в следующем: авиакомпания не продается, а активно продолжает свое развитие.

В последнее время в адрес Уральских авиалиний, шли неоднократные упреки в том, что те не хотят выполнять региональные перевозки из-за их убыточности. На совещании у губернатора, в присутствии руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александра Юрчика, Сергей Скуратов заявил, что региональные перевозки его авиакомпании не интересны, но нам они нужны, и мы будем развивать их.

Месяц назад стало известно о том что, аэропорт Кольцово приобрели структуры, близкие к Виктору Вексельбергу. А через некоторое время аэропорт уже приобрел Авипрад. Для нас принципиально развитие региональных перевозок, потому что сама идея хаба подразумевает не только большую сеть международных полетов, но и обширные возможности последующего перелета из Екатеринбурга в соседние города. В настоящий момент аэропорт не видит стремления работающих в Кольцово авиакомпаний развивать данное направление, поэтому запасается активом, способным решить эту проблему. Когда у руководства Кольцово и его инвесторов лопнет терпение и станет невозможно больше ждать введения региональных маршрутов, Авиапрад получит свое развитие. Кстати, это может случиться и раньше уже в сентябре, когда компания Lufthansa Consulting предоставит аэропорту перечень мер, необходимых для превращения Кольцово в полноценный хаб заявил гендиректор "Кольцово" Максимов.

Между тем, в авиакомпании Авиапрад уже подали заявку на выполнение рейса Екатеринбург-Москва. Кроме того, стало известно, что свои самолеты Авиапраду готовы дать Трансаэро, ВИМ-Авиа. UTair же вообще готова на любые условия, лишь бы быть допущенным в Кольцово и получить преференции от администрации аэропорта.

В беседе с корреспондентом Века, замдиректор по развитию Авиапрада, Юрий Дороганин, рассказал, что в настоящее время у его авиакомпании 3 самолета ЯК-42, которые осуществляют внутренние перевозки в Сочи, Анапу и ряд других городов. По словам Дороганина, цены на билеты на 20% дешевле, чем у Уральских авиалиний. Он не стал подтверждать или опровергать информацию о том, что Авиапрад собирается вытеснить своего конкурента с рынка. Однако заметил, что планы по развитию большие, тем более что средства у его компании есть.

По имеющейся информации, на днях прошла встреча Виктора Вексельберга и Эдуарда Росселя. Говорят, что Россель просил олигарха поумерить пыл в завоевании уральского неба. Рассказывают, что губернатор пообещал найти федеральные средства, на развитие аэропорта Кольцово в обмен на ряд уступок по вытеснению Реновой Уральских авиалиний.

По словам источника, близкого к обоим авиакомпаниям, если г-н Вексельберг действительно захочет монополизировать уральское небо, то со временем у него это получится, тем более что Россель досиживает последний срок в губернаторском кресле. Тогда не исключен вариант, что бизнесмен и вовсе купит Уральские авиалинии.