Бронзовый солдат и золотой телец

События вокруг памятника Воину-освободителю в Таллине, который незадолго до великого Дня Победы эстонские власти перенесли из центра города, разделил российское бизнес-сообщество, имеющее в Эстонии свой коммерческий интерес, на две группы.

На тех, у кого патриотические чувства перевесили опасения оказаться внакладе, и на тех, кто ни при каких обстоятельствах не сможет заставить себя свернуть в Эстонии свою коммерческую деятельность, хоть убейся!

Впрочем, и российские политики не остались в стороне. После поступившего из Таллина известия о намерении эстонских властей демонтировать «Бронзового солдата» и ликвидировать расположенную возле памятника братскую могилу, депутат Госдумы и лидер ЛДПР Владимир Жириновский, спикер Совета Федерации и лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, мэр Москвы Юрий Лужков, первый вице-премьер правительства России Сергей Иванов и другие политики призвали разорвать дипломатические отношения с Эстонией и ввести против этой страны экономические санкции.

На эти призывы, да и по велению сердца тоже, откликнулись многие российские компании. В частности, руководство и трудовой коллектив новгородского химического холдинга «Акрон» не просто осудили действия эстонских властей в отношении «Бронзового солдата», но и отказались от инвестиционного проекта в Эстонии. «Понимая значимость происходящих событий с переносом памятника, мы вынуждены приостановить финансирование наших инвестиционных проектов в Эстонии до урегулирования возникшей ситуации», — говорится в сообщении, размещенном на официальном сайте компании.

Реклама на веке

«У нас в Эстонии один проект, — пояснили dp.ru в пресс-службе «Акрона». – Это строительство в порту Силламяэ терминала по перевалке аммиака и жидких удобрений». В нынешнем году компания также собиралась начать строительство в порту Мууга терминала по перевалке сыпучих грузов, инвестировав в проект около 40 млн. долларов. Но и его «Акрон» заморозил на неопределенное время.

Новгородцев понять можно. В годы Великой Отечественной войны на их земле шли не менее кровопролитные сражения, чем, скажем, на Курской дуге или под Сталинградом, в Белоруссии или на Украине. До сих пор территория Новгородской области буквально усеяна останками советских воинов, еще в 1941 году принявших на себя удар нацистов, рвавшихся к Москве. Об этом свидетельствуют члены военно-патриотических поисковых отрядов из разных городов России, которые ежегодно осуществляют свою великую миссию – возвращают безымянным прахам павших красноармейцев имена и производят их захоронение с воинскими почестями. Поэтому действия эстонских властей акроновцы, для большинства из которых Великая Отечественная война — это не просто страничка в учебнике истории, а погибший на фронте отец, брат, дед или прадед, наверняка восприняли как личное оскорбление.

Другая российская компания – «Северстальтранс» — 4 мая приостановила строительство в Эстонии автосборочного предприятия. Инвестиции в проект составляют около 80 млн. долларов, сам завод должен занять площадь 30 га. На предприятии должна была осуществляться сборка джипов из китайских комплектующих деталей, а его проектная мощность планировалась на уровне 120 тыс. автомобилей в год. Произведенные машины должны были через эстонские порты экспортироваться в Европу.

Свернуть свою деятельность в Эстонии и перевести холдинг в другую страну намерена крупная эстонская компания, базирующаяся на российском капитале - Transgroup Invest AS, которая переваливает российский уголь в порту Мууга. Как говорится в пресс-релизе компании, «никакая благоприятная налоговая политика не может быть определяющим фактором при выборе места концентрации активов частных лиц».

В свою очередь владельцы торговых сетей «Седьмой континент», «Копейка» и Самохвал», представители других розничных предприятий торговли объявили о том, что снимают с реализации эстонские товары. Напомним, что сегодня в Россию из Эстонии поставляются сыры ( «Атлет»), мясная и рыбная продукция, кондитерские изделия (шоколад «Калев»), спиртные напитки (ликер «Vana Tallinn») товары легкой промышленности (в частности, детские пледы).. И тут же консул Эстонской республики в Санкт-Петербурге Лаури Бамбус, как свидетельствует «Фонтанка.ру», проявил беспокойство и выразил надежду на то, что это явление временное и поставки возобновятся через две недели. При этом он подчеркнул, что на российский рынок поставляется 10% эстонского экспорта.

Не остались в стороне от бойкота Эстонии и рядовые граждане России. По свидетельству Российского союза туриндустрии (РСТ), перед майскими праздниками спрос на путевки в Эстонию упал на 50-80%. «Напряженность на эстонском направлении сохраняется уже почти два месяца, в течение которого обсуждается тема сноса памятника Воину-освободителю в Таллине», — говорится в апрельском сообщении, размещенном на сайте РСТ.

В связи с событиями вокруг «Бронзового солдата» и ликвидацией братской могилы советских солдат в центре Таллина Эстонская транзитная ассоциация подготовила меморандум с прогнозом возможных убытков, которые может понести республика от сокращения транзита российских грузов в результате неофициальных санкций. В документе сообщается, что за год Эстония может потерять от 100 млн. до 400 млн. евро. При этом отмечается, что при наихудшем сценарии развития событий работу потеряют от 5 тыс. до 8 тыс. жителей Эстонии, работающих в сфере транзита. А вот, по мнению министерства экономики Эстонии, гипотетическое полное прекращение экспорта эстонских товаров в Россию в результате бойкота обойдется экономике республики в 3-4% прироста ВВП. При этом свои надежды эстонские власти возлагают на то, что большая часть этих потерь может быть компенсирована переориентацией на другие рынки.

Впрочем, будем реалистами: наивно полагать, что все российское бизнес-сообщество проявит патриотические чувства и объявит Эстонии неофициальный бойкот. Вы помните, за сколько Иуда продал Иисуса Христа? Правильно, за тридцать серебренников. А в случае с Эстонией речь идет о миллионах долларах и евро, поэтому звон монеты уже затмил слух многих бизнесменов, имеющих в соседней республике свой коммерческий интерес.

Дело в том, что эстонские порты завлекают российские компании низкими налогами и высоким уровнем сервиса. «Чтобы сдать контейнер в перегруженный Петербургский порт, надо ждать 7-10 дней, — заявил РБК представитель транспортной компании, пожелавший остаться неназванным. – Все это время контейнеры стоят вместе с машинами, за которые надо платить. В Эстонии ждать приходиться максимум сутки»

.

Отметим, что грузооборот эстонских портов в 2006 году составил 49,818 млн. тонн, причем 41,3 млн. тонн из них приходится на порт Мууга, где две трети годового объема составляют российские нефтепродукты. Более 4 млн. тонн российского угля перевалил в прошлом году и угольный терминал этого же порта. Как свидетельствует РБК, сейчас там продлевают железнодорожную ветку, после чего пропускная способность терминала вырастет до 5,5 млн. тонн в год.

Немаловажно и еще одно обстоятельство. Целый ряд российских компаний владеют в эстонских портах терминалами. В частности, концерну «Кузбассразрезуголь» на равных паях с Таллинским портом принадлежит новый уголный терминал, включающий в себя три причала длиной 770 метров и позволяющий переваливать 5 млн. тонн угля в год. А вот российский химический холдинг «Еврохим» и вовсе имеет собственный терминал на берегу Балтийского моря. Другая российская компания Sillgas вкладывается в строительство в Силламяэ терминала по перегрузке сжиженного газа с проектной мощностью до 500 тыс. тонн. В свою очередь российский «Трансойл» владеет в Эстонии девятью ветками железных дорог. Разве смогут названные и подобные им компании переступить через свои коммерческие интересы? Вряд ли…

Наверняка не будут объявлять неофициальный бойкот Эстонии и люди из путинского окружения, интегрированные в эстонскую экономику. Уж слишком большие коммерческие интересы в соседней республике имеются у Левитина, Якунина, Мордашова, Тимченко, Каткова и других, чтобы вспомнить: и в Эстонии погибли советские солдаты, защищая будущее Родины, которая на рубеже XX и XXI веков предоставила российским олигархам возможность стать теми, кем они являются сейчас.

Впрочем, не испытывает никаких патриотических чувств и сын губернатора Санкт-Петербурга Сергей Матвиенко, который не так давно получил вид на жительство в Эстонии. Сегодня губернаторское чадо, занимающее пост вице-президента ВТБ, реализует в Эстонии очень амбициозный проект – строит коттеджный поселок на специально купленном для этих целей острове. По информации nazlobu.ru, особняков в поселке будет всего восемь. Три, якобы, предназначаются для Матвиенко-сына и его партнеров по бизнесу – руководителя эстонского подразделения «ЛУКОЙЛа» Большова и питерского банкира Савельева, по слухам, приближенного к Владимиру Путину. Хозяева остальных пяти пока неизвестны, но можно не сомневаться, что ими станут влиятельные и, самое главное, нужные Матвиенко люди.

Анализируя ситуацию, сложившуюся вокруг памятника Воину-освободителю в Таллине, президент ТПП РФ Евгений Примаков заявил на днях «Московским новостям», что «в условиях рыночного хозяйства требовать от предпринимателей быть большими патриотами, чем бизнесменами, бессмысленно». «Но, оставаясь бизнесменами, они могли бы, в том числе через своих эстонских экономических партнеров, оказать значительно большее влияние на эстонские власти, зарвавшиеся в своей антироссийской политике». К сожалению, российский бизнес проявил инертность в этом вопросе, предпочтя свои коммерческие интересы пямяти о людях, пожертвовавших свои жизни ради России.

Реклама на веке
Свирский сказал ФАС? Газпром поплатился за незаконные действия