Летчики малой авиации теперь смогут взлететь когда угодно, лишь сообщив диспетчеру о том, что он поднялся в небо. Ранее, по информации «Российской газеты», ждать разрешения на взлет владельцам «кукурузников» приходилось до трех дней.
Долгий срок оформления разрешения полетов зачастую превращался в обычную волокиту. Так, частные аэродромы, предоставляющие услуги «экскурсий» с воздуха, занимались тем, что каждый день отправляли в местные отделения Росавиации кипу запросов на каждый вылет.
Теперь правила полетов для малой авиации будут изменены. В частности, помимо отмены трехдневных запросов введут правило, касающееся высот, которых могут достигнуть во время полета частные самолеты. В отношении малой авиации, которая не занимается регулярными пассажирскими коммерческими перевозками, будет действовать практика использования воздушного пространства в уведомительном порядке.
Пилот должен будет проинформировать диспетчера о точке прилета и ориентировочных сроках, чтобы в случае авиационного инцидента поисково-спасательная служба могла без промедления начать операцию. Дальнемагистральные и среднемагистральные суда продолжат летать «по старому» и обязаны будут получать разрешение на взлет.
Без диспетчерского сопровождения можно будет летать на высоте не более 3 тыс. метров. Здесь суда малой авиации не помешают авиалайнерам, которые летают на высоте 8-10 тыс. метров. По скорости полетов ограничений нет, за исключением пространства вблизи аэродромов.
Летчикам малой авиации предложат варианты маршрутов следования. Сборник маршрутов издадут в бумажном виде. И, кроме того, разместят на официальном сайте Центра аэронавигационной информации, где он будет доступен для всех зарегистрированных в России пилотов. В небе останутся зоны ограничения полетов и зоны, опасные для полетов, сообщает NEWSru.com
Пилотам, которые станут летать без диспетчеров, будет грозить административная или уголовная ответственность, если они пересекут границу запретной зоны или станут виновниками воздушного инцидента. В Минтрансе уже разработан проект закона, который ужесточит ответственность за нарушения правил использования воздушного пространства. Так, если, управляя самолетом, пилот станет виновником смерти другого человека, то ему будет грозить тюремное заключение на срок до семи лет, сообщает «Лента.Ру».
Устанавливаются также классы воздушных судов для предотвращения путаницы в вопросе согласования вылета с авиадиспетчером. Самолетам класса «А», к которым относятся в основном суда крупных перевозчиков, диспетчерская поддержка обязательна. Самолеты, которые летают на низкой высоте и не требуют диспетчерского сопровождения, приравниваются к классу «G», сообщает РИА «Новости».
В правилах выбора места взлета и посадки практически ничего не меняется. Сажать самолет на огороде по-прежнему будет запрещено. В России есть специальные зарегистрированные и временные площадки для взлета и посадки, пояснили «РГ» в Росавиации. Они рассчитаны на определенный вес воздушных судов. Те же, кто выбирает для посадки крупный авиаузел, все-таки должны будут получить разрешение от диспетчеров аэропорта и воспользоваться их «сопровождением», чтобы не стать помехой на пути других самолетов. В небе уменьшатся зоны ограничения полетов и зоны, опасные для полетов. И хотя эти районы уменьшатся, но, все же, останутся.
В любом случае пересмотр маршрутов и увеличение доступных воздушных путей – это плюс не только для малой авиации, но и для регулярных перевозчиков. Последние смогут оптимизировать свои схемы на взлет и посадку. Они станут короче, следовательно, уменьшится расход топлива, что должно повлиять и на стоимость билетов. Так, в Московской воздушной зоне интенсивность полетов очень высокая, на нее приходится 62-65% всех взлетов и посадок гражданской авиации. Новые правила позволят гражданским самолетам использовать другие пути. Сейчас в Московском авиаузле пять входных и пять выходных коридоров, пишет «РГ».
Заметим, что эти нововведения в правила полетов не новые. Например, на Украине подобные правила были приняты в июле 2009 года. Наиболее популярными моделями легкомоторных воздушных судов на Украине специалисты называют самолеты Х-32 «Бекас», Як-52, Як-18Т и вертолет Robinson-44.
Запретными для полетов зонами определено небо над Верховной Радой, домом правительства, секретариатом президента, режимными объектами. За пролет над ними наказание может быть как административным, так и уголовным. Над городами летать на самолете или вертолете можно только под управлением диспетчера.
Сейчас в России имеют самолеты и вертолеты в частной собственности около тысячи человек. В США - свыше 450 тысяч владельцев.
Эксперты считают, что пробок в небе у нас не будет. Но зато появится стимул для развития такого вида услуги, как «воздушное такси». Впрочем, пока это для нашей страны экзотика. Ведь за 4-5 часов полета в таком такси надо будет заплатить, по некоторым оценкам, 80 тысяч рублей.