Новость о том, что Московская область в 2016 году планирует построить платные переезды через железнодорожные линии, взорвала интернет. Жители Подмосковья строят пессимистичные прогнозы. Как написал один из блогеров, вероятно, скоро придется платить даже за проезд через перекресток. Мы решили выяснить, насколько оправданы эти страхи, и останется ли в Подмосковье какая-нибудь бесплатная дорожная инфраструктура?
Губернатор Московской области Андрей Воробьев сообщил в прошедшее воскресенье, что в Подмосковье в 2016 году начнется строительство четырех платных переездов. Стоимость проезда по ним может составить от 30 до 80 руб.
В 2014-м и 2015-м область строила по 4-5 путепроводов в рамках программы «Свободный переезд» за счет госсредств. Объекты сооружаются на участках дорог, где поток машин составляет до 80 тыс. в день. К сожалению, такие темпы строительства недостаточны, потому что точек, где автомобильные дороги пересекаются с железной, более 100, и так как движение поездов с каждым годом становится все интенсивнее, машинам приходится стоять на переездах по несколько часов. Отсюда возникло решение – с помощью привлеченных средств инвесторов ускорить процесс строительства путепроводов. Строительство тоннелей и многоуровневых развязок над железной дорогой стоит дорого – от 1,5 до 4 млрд. руб. и занимает до двух лет.
Эта новость вызвала неоднозначный резонанс у жителей области.
«Удивляюсь, почему наши чиновники до сих пор не додумались приватизировали все улицы и перекрестки в области, – возмущается Олег, житель Ногинского района. -- Мне от дома до работы нужно пересечь два переезда. Сейчас я трачу на это час своего времени – приходится ждать, когда переезд откроют. А в будущем придется платить 320 рублей в день, чтобы не стоять в пробках?
- Возмущение подмосковных жителей понять можно, у них уже есть печальный опыт проезда по платным дорогам, – говорит социолог Игорь Зайкин. - Помните, сначала проблемы были на платном участке трассы М-4 «Дон», там люди часами простаивали в очереди к терминалам оплаты, так как их было очень мало.
В этом году новый скандал – концессионеры трассы М-11 «Москва-Санкт-Петербург» так задрали тарифы на проезд, что платной дорогой никто не пользуется, а на Ленинградке пробки. Вообще, идея платного проезда в условиях кризиса, никогда не будет пользоваться популярностью у народа – у него сейчас и без того много всяких возросших трат, а доходы не растут, напротив, падают. Опять же у людей возникает законный вопрос: почему за строительство дорожной инфраструктуры они должны платить из своего кармана, если честно заплатили государству налоги?
На эти риторические вопросы нам вряд ли кто-то даст внятный ответ. Поэтому мы решили выяснить хотя бы какую-то конкретику по новому коммерческому проекту. Вопрос первый, который очень волнует наших читателей, будет ли продолжена государственная программа «Свободный переезд», которая осуществляется за бюджетные деньги?
«Естественно, мы ее продолжим, – заверили нас в Главном управлении дорожного хозяйства Московской области. – Как раз во вторник губернатор Подмосковья Андрей Воробьев откроет движение по очередному путепроводу на 87 км железнодорожного перегона Михнево-Жилево в Ступинском районе. А всего их было построено в рамках программы за последний год 5. В разной стадии строительства еще 6, и в 2016 году мы начинаем еще 3 новых объекта. Так что путепроводы за счет бюджета как строились, так и будут строится. Безусловно, движение по ним для всех видов транспорта будет бесплатным.
Например, строительство путепровода у деревни Жилево выполнено в рамках трехстороннего соглашения между правительством Московской области, Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и ОАО «Российские железные дороги. Объект включает транспортную развязку и надземный путепровод с шестиполосным дорожным полотном (по три полосы в каждую сторону) длиной 105,7 метров и максимальной высотой 14 метров. Его общая протяженность составляет около трех километров, пропускная способность - более 50 тыс. автомобилей в сутки».
Второй вопрос касается именно платы за проезд по концессионным путепроводам. Как чиновники рассчитывали стоимость проезда, откуда взялась цифра 30-80 рублей? «Мы отобрали 12 объектов, где могут быть построены путепроводы в рамках государственно-частного партнерства. Из 12 мы получили коммерческое предложение по 4 объектам: в Домодедове (Востряково), в Балашихе (Черное), в Одинцовском районе (Кубинка) и в Пушкинском районе (Правдинский). Мы предполагаем, что проезд будет стоить от 30 до 80 рублей в зависимости от категории автомобиля. Сроки реализации проекта: 2016-й – конкурс и проектирование, 2017-й– строительство. У водителей, безусловно, останется бесплатная альтернатива проезду», – рассказал «МК» зампред правительства МО Денис Буцаев.
Руководитель одной из финансово-аналитических компаний Михаил Бурмистров полагает, что стоимость проезда не должна превышать 10-15 рублей для легковых автомобилей и 20-30 рублей — для грузовых. Иначе автовладельцы будут просто игнорировать виадуки, предпочитая лишние 20 минут промаяться в пробке перед шлагбаумом, чем расстаться почти с сотней рублей за одну минуту. При этом необходимо оставить переезды, которые существуют, уверен Бурмистров, чтобы небогатые и неторопливые водители могли пользоваться ими по-старому — бесплатно.
И третий вопрос – будет ли альтернатива платному проезду? Как нам сообщили, в ГУДХ области, безусловно, бесплатные пути объездов будут. Но не уточнили, где именно. Эксперты же поясняют, что такие переезды могут оставить на другом конце города, и людям придется делать нелегкий выбор: время – деньги.