Представители Росморречбункера обратились в правительство с просьбой не принимать предложения президента «Роснефти» об ограничении рынка бункеровки структурами вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), сообщают «Ведомости». Игорь Сечин предложил кабмину отменить недавний запрет Центральной энергетической таможни (ЦЭТ) на топливную заправку судов на рейдовых стоянках (в море, в удалении от берега) и разрешить ее лишь структурам «Газпрома», «ЛУКОЙЛа» и «Роснефти».
Напомним, этот августовский запрет таможенников был направлен на «обеспечение единообразного применения таможенного законодательства». С того времени дозаправка крупных грузосудов в Мурманске, Петербурге, Новороссийске, Владивостоке велась только от причалов, а в порту Усть-Луга и вовсе прекратилась - до решения ФТС заправка здесь велась только на рейде, так как бункеровочное оборудование нефтеналивных терминалов крупнейших компаний предусмотрено лишь в проектной документации. Теперь же Игорь Сечин предлагает отменить запрет избирательно, для трех структур ВИНК: компаний «РН-бункер», «ЛУКОЙЛ бункер» и «Газпромнефть марин бункер».
Глава «Роснефти» ссылается на то, что независимые участники рынка закупают топливо сомнительного качества у мелких производителей (так называемых «самоваров»), затем продают по демпинговым ценам через серые схемы и офшоры. Так как контролировать этот рынок удается весьма плохо, Сечин предложил и вовсе передать его производителям с долгосрочными контрактами.
По словам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников России Рустама Танкаева, видимо, предложение Игоря Сечина продиктовано тем, что на бункеровочном рынке очень много беспредела. «На самом деле цены на бункеровку достигают совершенно астрономических цифр и связано это с тем, что во многих случаях у кораблей, которые попадают в порт, нет выбора и нет выхода, - сообщил эксперт «Веку». - Бункеровка очень близка к ситуации, которая сложилась в свое время в аэропортах, когда заправочные комплекты в них принадлежали непонятным частным компаниям, которые были в длинной цепочке четвертыми-пятыми-шестыми по отношению к производителям топлива. И в результате цены на авиационное топливо также достигали фантастических цифр. Сейчас, как известно, большая часть заправщиков в аэропортах перешла в руки нефтяных вертикально-интегрированных компаний. И это благо для российской авиации».
Аналогичная ситуация и в морских портах, там, где происходит бункеровка судов, говорит Танкаев. «Я уже не говорю о том, что достаточно сильно криминализована эта часть рынка, и в наших портах бывали ситуации, когда государственных чиновников, приезжавших с инспекцией, просто не пропускали, - отмечает он. - Помимо конкуренции существуют и проблемы криминализации и сверхприбылей. В портах надо каким-то образом наводить порядок, понемножку это делается. Но даже такие крупнейшие порты, как Новороссийский (НМТП), не избавлены от этой проблемы. Я помню случай 10-12 летней давности, когда в том же Новороссийске на рейде дизельное топливо небольшим судам продавали в 10 раз дороже, чем это было на заправках в самом городе. Эти перекосы сплошь и рядом, к этому нужно относиться очень осторожно».
Эксперт полагает, что нужно хорошо себе представлять ситуацию, потому что под знаменем конкуренции очень часто пролезает криминал. «Бункеровка - это хитрая штука, нужно очень тщательно проанализировать этот рынок, чтобы говорить, что у нас здесь существует какая-то конкуренция», - предупреждает Танкаев.
О переделе бункеровочного рынка, тем не менее, говорят уже не первый день. Не случайно, видимо, еще в октябре Игорь Сечин обратился к Владимиру Путину с просьбой продать «Роснефти» госпакет НМТП (20% акций) без конкурса. Между тем, в правительстве к идее Сечина пока отнеслись с прохладцей. По мнению министра экономического развития Алексея Улюкаева, приватизация должна проходить в соответствии с лучшими образцами и путем рыночной сделки. Напомним, сейчас акционерами НМПТ являются «Транснефть» и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова (человека из «команды Дмитрия Медведева»). Вероятно, поэтому глава «Роснефти» обратился напрямую к более близкому ему президенту РФ.
Тем не менее, бункеровочное сообщество не собирается сдаваться. В своем письме Дмитрию Медведеву участники рынка сообщают: инициатива Сечина нарушает интересы остальных игроков (а их на российском рынке порядка сотни). Емкость рынка оценивается экспертами в 8-9 млн. тонн топлива в год, а флот бункеровочных компаний насчитывает почти 200 спецсудов, в то время как ВИНКам принадлежит лишь 19 из них. Кроме того, считают в ассоциации, что подобное ограничение рынка приведет к его монополизации, повышению стоимости топлива, уходу независимых бункеровщиков и массовому увольнению сотрудников. Логистика также пойдет в обход российских портов, пишут авторы письма. С ними согласны и многие эксперты.
«Любое ограничение доступа на рынок ведет к монополизации и снижению конкуренции. А, учитывая малое число ВИНКов, снижение конкуренции и, как следствие, рост цен - очень и очень вероятны, - заявил «Веку» управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов. - Наличие мощностей здесь вторично, а желание монополизировать рынок - первично».
«Инициатива никак не повлияет на рынок, потому что это просто предложение и ничего больше, - сообщил «Веку» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. - А вот если это предложение будет принято и оформлено в соответствующие документы, то тогда оно, безусловно, скажется на рынке бункерных услуг, и скажется отрицательно. Исчезнут независимые компании, начнутся массовые увольнения, регионы лишатся поступлений в бюджеты от бункеровщиков. Естественно, что это может привести к росту стоимости самого судового топлива и услуг по его заправке, ведь фактически во многих портах появится монополист по данному виду услуг».
Эксперт полагает: необходимо, чтобы эту инициативу рассмотрел ФАС и дал свое заключение, предварительно изучив ситуацию с рынком бункеровки в портах страны. «Так как данная инициатива, в первую очередь, продиктована беспокойством за качество судового топлива, то следует ужесточить контроль его качества как на самих производствах, так и в портах при поставках его бункеровщикам. Отличным регулятором может быть сам рынок, ведь если в порту работают несколько компаний и какое-либо судно приобрело некачественное топливо у одной из них, то через некоторое время об этом будут знать все и к услугам этой компании прибегать не будут. И она либо уйдет с рынка, либо будет вынуждена торговать качественным топливом», - подчеркивает Баранов.
Специалисты Минтранса РФ также полагают - ограничить число бункеровочных компаний невозможно, так как это противоречит закону о защите конкуренции. Можно ужесточить требования к качеству топлива или, как предлагает Росморречбункер, ввести обязательное саморегулирование.
Однако о защите конкуренции, судя по всему, не слишком беспокоится ФТС. Как сообщает портал «Фонтанка.ru», глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов встал на сторону главы «Роснефти». Похоже, это произошло после того, как Игорь Сечин пожаловался Владимиру Путину на превышение таможенниками служебных полномочий. В СМИ появилось письмо Бельянинова Дмитрию Медведеву и министру транспорта, где он сообщает о том, что полностью поддерживает инициативу главного нефтяника страны, а именно, согласен отменить запрет ЦЭТ для трех ВИНКов.
И это несмотря на то, что ранее ФАС России возбудила дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении ЦЭТ по заявлению все той же Ассоциации морских и речных бункеровщиков. Участники рынка считают, что таможенники вышли за пределы своих полномочий и нарушили закон, запретив бункеровку на рейде. Антимонопольщики также отметили: действия ЦЭТ по изданию и направлению телетайпограмм в адрес начальников энергетических таможенных постов о порядке проведения таможенного контроля в отношении бункеровки могут ограничивать хозяйствующих субъектов в выборе способа и места бункеровки судов и содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 15 «Закона о защите конкуренции».
Тем не менее, глава ФТС, буквально повторяя слова Игоря Сечина, утверждает, что «до 30% общего объема продаж топлива на отечественном рынке составляют продукты сомнительного качества», цены при реализации бункерного топлива действительно демпинговые, поэтому господин Бельянинов прямо поддерживает предложение главы «Роснефти» об ограничении рынка.
По словам некоторых наблюдателей, российские бункеровщики столкнулись с проблемой лоббирования отдельных компаний. Бункеровочный рынок необходимо сохранить и придумать для него лучшие варианты развития, чем игра в одни ворота. Впрочем, участники рынка опасаются того, что власти к ним не прислушаются. Три компании уже нашли сторонника в лице главы ФТС. А, учитывая стремительное наступление Игоря Сечина на смежные рынки (стивидорный, бункерный и судостроительный) и то, что он считается самым влиятельным человеком из «команды Путина», делают вероятность того, что «вопрос уже решен», максимальной.