Финансовый регулятор намерен ужесточить контроль за обналичиванием средств, которые переводятся клиентами банков структурам малого бизнеса. За последние два года продажа выручки вошла в топ наиболее рискованных транзитных операций. В начале нынешнего года зампред Банка России Дмитрий Скобелкин отмечал, что субъекты малого бизнеса превратили наличные средства в товар, который можно приобрести за надбавку в виде 15-17% безналичной суммы. Участники банковского рынка в беседе с «КоммерсантЪ» рассказали, сегодня наличными торгуют в основном малые и микро компании, которые специализируются на торговле в опте и рознице.
В регуляторе поясняют, незаконная схема реализуется с участием подставной фиктивной фирмы. Структура, которая желает получить наличность, со своего счета перевод деньги такой компании. Последняя затем разбрасывает транш между рядом торговых точек. Последние снимают деньги со счетов и передают в наличной форме. Затем эти деньги возвращаются к головной компании в наличной форме. Последняя приобретает на них товары, которые затем продает, и эти операции уже не попадают в поле зрения налоговых органов.
Банк России разработал перечень признаков, делающих операции подозрительными. Как правило, их выполняют субъекты малого бизнеса, которые начали работу в 2016 году или позднее, а их банковский счет существует один-два года, при этом суммарная фискальная нагрузка на такую фирму не превышает 2% от оборота. Кроме того, повышенное внимание следует уделять переводам средств, в которых указано, что они предназначаются на оплату транспортных средств, продовольствия, сигарет и других популярных товарных категорий.
Если фирма попадает под подозрение в продаже наличности, банк должен будет на день заморозить транзакцию, и проверить данную компанию на соответствие признакам фиктивной или транзитной. Если подозрения будут сняты, платеж будет осуществлен, в противном случае банк подаст сигнал в Росфинмониторинг. Начальник отдела валидации рейтингового агентства "Эксперт РА" Станислав Волков прогнозирует, адаптироваться к новым требованиям банкам, особенно специализирующимся на обслуживании малых компаний, будет нелегко, как и создать другую клиентскую базу.