Остается около трех недель для обсуждения нового соглашения между Британией и ЕС, 31 октября истекает последний срок для Brexit. Очередной саммит лидеров ЕС состоится 17-18 октября, и если на собрании все будет автоматически утверждено, то подробности необходимо уточнить заранее. Если же премьер не заключит сделку к 19 октября, то по закону он будет обязан добиваться очередного продления процесса Brexit.
Однако Джонсон давно настаивает на том, что 31 октября выведет Британию из ЕС по принципу «сделай или умри». Прошло более трех лет с тех пор, как страна проголосовала за выход из ЕС, и полгода после того, как она в первый раз должна была выйти, теперь быстро приближается очередной срок.
Новое обращение премьер-министра к Брюсселю по изменениям в спорном «Ирландском бэкстопе» - той части обсуждаемого ранее Соглашения о выходе, которая направлена против возвращения пограничных постов на границе между Северной Ирландией и Республикой Ирландия. Это было красной линией для ЕС с самого начала переговоров по Brexit. План Джонсона по введению таможенного контроля был холодно встречен европейской стороной, но теперь они могут кое-что обсудить, трудно сказать, насколько продвинутся переговоры.
Бриджит Фаулер, аналитик из Hansard Society полагает маловероятным, но возможным, что у Британии и ЕС хватит времени, чтобы достичь соглашения. При том, что британскому премьеру навряд ли удастся обеспечить в ближайшие дни сделку с ЕС по Brexit, вероятность хаоса из-за выхода без сделки может вынудить обе стороны к компромиссу в последнюю минуту.
Все еще имеется скептицизм в отношении того, сможет ли Джонсон провести сделку на основе своего плана через британский парламент, особенно если ему придется пойти на уступки ЕС. Чтобы обеспечить себе большинство в Парламенте, правительству нужно будет вернуть на свою сторону «мятежников» от консерваторов, заручиться поддержкой Европейской исследовательской группы – сторонников жесткого Brexit и 10 членов юнионистской демократической партии. Но даже этого недостаточно, Джонсону понадобится также поддержка нескольких членов парламента из оппозиционной лейбористской партии. Если Джонсону удастся преодолеть эти, казалось бы, непреодолимые препятствия, он прославится как премьер-министр, которому удалось то, в чем потерпели неудачу два его предшественника.
Если ЕС не примет предложение Джонсона, в игру вступит закон, проведенный противниками выхода без сделки. От Джонсона потребуется написать письмо к ЕС с просьбой о продлении процесса Brexit, если сделка не будет достигнута к 19 октября.
Некоторые по-прежнему допускают, что правительство могло бы одновременно подчиниться закону и выйти без сделки 31 октября. Подробности неясны, но, по-видимому, подразумевается ситуация, при которой правительство каким-то образом убедит ЕС отказать в запрашиваемом продлении. Если же станет ясно, что правительство решило пренебречь законом и вывести страну из ЕС без сделки, на чем многие настаивают, Джонсон может предстать перед судом.
Трудно также представить, что оппозиция на этом этапе не попытается свергнуть правительство через вотум недоверия в парламенте. Однако, времени будет мало, и законодателям от оппозиции нужно будет иметь подготовленное альтернативное правительство. Если Джонсон проиграет в вотуме недоверия, но оппозиция не победит, он сможет просто выиграть время для выхода без сделки.
Осуждая парламент, который «за то, чтобы остаться», Джонсон может запросить продления, а затем заняться тем, что, по-видимому, неизбежно и что вызовет разногласия - выборной кампанией с обещанием завершить Brexit, если избиратели обеспечат ему достаточное большинство в парламенте. Для этого требуется заранее предполагать, что ЕС согласится на просьбу о продлении. «Теоретически возможно, что ЕС может просто сказать – нет, - говорит Фаулер. – Но многие наблюдатели в Брюсселе считают это маловероятным, отчасти потому, что ЕС не захочет выглядеть так, будто он выталкивает страну-члена против ее воли. Имеет место также обдуманное нежелание ЕС выглядеть виноватым в случае Brexit без сделки».
Также лидеры ЕС хотели бы видеть доказательства того, что какая-либо отсрочка будет использована более результативно, чем это наблюдается в Британии в последние полгода. Достаточным основанием могла бы быть возможность всеобщих выборов, учитывая, что это могло бы вызвать значительный сдвиг в позиции Британии по Brexit. Его причиной не в последнюю очередь было бы то, что в случае победы оппозиционных партий, второй референдум станет вполне вероятным.
Что бы ни произошло, очевидно, что ближайшие три недели – из числа наиболее важных для процесса Brexit. В отличие от предыдущего дедлайна, похоже, что появится некоторый путь к решению несомненно трудной проблемы.