Управление «Тамань» Росавтодора начало поиски подрядчика, который построит первый участок скоростной трассы от Краснодара до Крымского моста. Протяженность этого участка составит 68 км, стоимость – 59 млрд. рублей, работы будут оплачены из федерального бюджета. Вся дорога длиной 119 км от Краснодара до хутора Белого в Темрюкском районе обойдется бюджету в 100 млрд. рублей. Каждый километр в среднем будет стоить 840 млн. рублей. Местные власти уже назвали этот проект «главной дорогой Кубани».
Как говорится в проектном задании, будет построена трасса на 4 полосы, по которой можно будет передвигаться со скоростью до 110 км/ч. 4-6 полос для движения, разделительная полоса в 5 м по середине проезжей части, освещение, 9 транспортных развязок, 66 искусственных сооружений мостов и путепроводов – все это также включено в проект новой трассы. Работы должны быть завершены не позднее 15 октября 2024 года.
Впервые о модернизации дорог в Краснодарском крае было заявлено во время визита президента РФ Владимира Путина на строительство Крымского моста. Изначально обсуждалось, что существующие дороги и трассы будут просто реконструированы, но в 2019 году проект был изменен. По словам губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, сейчас в этих местах двухполосная дорога, которая проходит через Славянск-на-Кубани, Темрюк и десяток малых населенных пунктов края, что создает пробки и другие неудобства.
Как отмечают эксперты, с высокой вероятностью подряд будет отдан федеральным компаниям. Скорее всего, как и говорилось раньше, работы будут вести компании Аркадия и Бориса Ротенбергов. Они же займутся реализацией мегапроекта по переносу дороги «Сочи-Геленджик» в предгорье. Шансы местных компаний заниматься обеспечением подрядчиков, эксперты оценивают негативно. Даже с учетом транспортного плеча выгоднее везти материалы из других регионов, чем привлекать кубанские компании, привыкшие задирать цены.
«Из Краснодара в Керчь начнут вести скоростную дорогу. Там около 300 км полотна надо построить. Именно надо. Жизненно важно и для Крыма, и для Краснодарского края, и для безопасности водителей, и для комфорта и скорости поездок. И вот на долгожданную дорогу выделяют деньги, и, кажется, - пляши Вася! Но стоит глянуть на цену одного километра такой дороги, и плясать придется сквозь слезы. На первые 68 км дороги выделят 59 млрд. рублей!!! Чуть меньше миллиарда за километр, хотя вся дорога как раз обещает встать в 1 млрд. за 1 км, или $15,4 млн.
Чтобы прочувствовать: 1 000 000 000 рублей за 1 км дороги. 100 000 000 рублей - за 100 метров. 1 метр - за 1 млн. рублей. Для сравнения, стоимость дорог в США в 3 раза дешевле, в Европе - в 2 раза дешевле, в Китае - в 5 раз дешевле. Дороги строить надо, особенно скоростные. Но если мы строим самые дорогие дороги в мире, то может это не дорога, а черная дыра для денег? Ведь за 1 млрд. рублей можно построить больницу с оборудованием, 2 школы или 3-4 детских сада, или за тот де миллиард в любой другой стране Вам построят в 2-4 раза больше дороги. Может, я чего-то не понимаю, может, участки золотые выкупают или многоуровневые эстакады на всем протяжении возводят? Откуда этот бешеный ценник на дороги?» - задается вопросом политолог Алексей Живов.
С ним не согласен отраслевой эксперт – генеральный директор отраслевого агентства Infranews Алексей Безбородов. По его мнению, такая стоимость строительства дороги вполне адекватна, если речь идет о дороге первой категории.