Средний чек, который получил житель России за один поход в магазин в январе 2020 года, составил 552 рубля. Это на 67,5 рубля, или на 10,9% меньше по сравнению с декабрем 2019 года. Такие данные приводятся в исследовании холдинга «Ромир». За год размер среднего чека также сократился: по сравнению с январем прошлого года чек потерял 7,3 рубля, или 1,3%. Это, отметили в холдинге, традиционное снижение. Однако оно не отменяет и фактора снижающихся расходов россиян в принципе.
«Ромир» объясняет сокращение среднего чека в первую очередь сезонным фактором — высокой базой декабря. Однако несмотря на годовую инфляцию средний чек по сравнению с прошлым годом снижается. Это значит, что за одну покупку россияне покупают все меньше товаров, делают выводы аналитики.
В январе средний чек снизился во всех федеральных округах: в Сибирском — на 13,3% по сравнению с декабрем (до 470 рублей), в Южном и Северо-Кавказском — на 11,8% (до 557 рублей), в Центральном — на 11,5% (до 607 рублей), в Приволжском — на 9,9% (до 505 рублей), в Северо-Западном — на 9,6% (до 615 рублей), в Дальневосточном — на 9,5% (до 661 рубля), в Уральском — на 8,7% (до 590 рублей).
В то же время средний чек в Москве и Санкт-Петербурге по сравнению с предыдущим месяцем снизился меньше, чем в среднем по стране — на 10% и на 6,5% соответственно. По сравнению с январем 2019 года показатель в Москве уменьшился на 0,7%, тогда как в Петербурге он, напротив, вырос на 2,7%.
«Драйвером снижения среднего чека по сравнению с декабрем являются гипермаркеты (минус 21,6%). Именно в гипермаркетах наблюдался сильнейший рост чека в декабре. Менее всего среди остальных каналов снижению чека подверглись дискаунтеры (минус 8,2%)», — отмечается в исследовании. В годовом выражении средний чек в гипермаркетах в январе уменьшился на 5,7%, а в супермаркетах вырос на 2,8%.
Вообще, надо понимать, что средний чек – понятие весьма условное и говорит, скорее, не столько о благосостоянии граждан, сколько о положении дел в конкретной торговой точке или сети, напоминает член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова. И в динамике этого показателя факторов может быть масса, например, удорожание услуг конкретной точки или, скажем, миграция населения внутри района. «Рассматривать же такой «макрочек» на уровне всей страны не видится мне корректным, – отмечает эксперт, – и единственный вывод, который тут можно сделать, январь - расплата за декабрь. Иначе говоря, сезонный фактор».
Но и в принципе, указывает управляющая Санкт-Петербургским филиалом РГС Банка Елена Верёвочкина, статистически средний чек за один поход россиян в магазин в декабре всегда выше, чем в другие временные периоды, особенно это видно в сравнении декабря с последующим январем. И этот эффект действительно обусловлен высокой базой декабря.
Декабрь традиционно считается «высоким сезоном продаж», который распространяется на многие сегменты, а не только на продукты питания.
Как правило, в декабре магазины увеличивают рабочий день и выводят дополнительный персонал в торговые залы. Маркетологи и промоутеры грамотно используют предпраздничное новогоднее настроение с последующими рождественскими каникулами, стимулируя граждан на дополнительные покупки предоставлением существенных скидок, в том числе на дорогие товары, нераспроданные в течение года. Есть категория покупателей, которые даже терпеливо ждут этого периода, чтобы приобрести услугу или продукт дешевле, чем в течение всего уходящего года.
Другими словами, заявила аналитик «Веку», граждане в целом психологически готовы к повышенному потреблению в декабре, сопровождающемуся бОльшими тратами. Банки также готовы к тому, что среднемесячные остатки на карточных счетах в этот период снижаются на 12-13%, а кредитные лимиты по картам используются сопоставимо чаще. То есть повышение среднего чека в декабре - результат краткосрочного стимулирования потребления, что объяснимо и приемлемо.
При этом увеличение среднего чека в среднем по году, как и объема потребления, – это уже другой вопрос. Это может быть результатом увеличения потребительского спроса, который, в свою очередь, всегда является следствием роста реальных располагаемых доходов граждан. Именно в такой ситуации люди начинают покупать больше товаров и услуг, а, значит, стимулировать рост экономики.
Но с учетом того, что сегодня рост реальных доходов граждан не наблюдается, да и граждане в целом придерживаются сберегательной модели поведения, вряд ли в текущей ситуации можно ожидать увеличения потребительского спроса, а, значит, и увеличения среднего чека по году, полагает Верёвочкина. Увеличение инфляции выше таргета, безусловно, спровоцирует увеличение среднего чека по году, однако такой сценарий, по словам аналитика, относится к крайне негативным.
Сравнивать чеки в декабре и в январе не совсем корректно, так как все покупают подарки, еду и напитки к Новому году, поэтому декабрьские затраты традиционно выше, соглашается и руководитель GR-практики юридической компании BMS Law Firm Дмитрий Лесняк. В целом доходы у населения действительно низкие, причем они падают последние 6 лет, и это происходит на фоне роста инфляции. Снижение уровня жизни касается не только граждан с низкими доходами, но и среднего класса, доходы которого также уменьшаются. Можно говорить и о падении стоимости рубля в два раза, если не больше.
В этой ситуации новый кабмин, полагает эксперт, просто обязан с ней справиться, иначе будет непонятно, к чему была отставка прежнего состава правительства. Повышение уровня жизни и доходов граждан – это первоочередная задача. Нужно вкладывать деньги в экономику страны, увеличивать средний класс и бороться с бедностью. Ожидается принятие новой Конституции, возможно, там будут предусмотрены новые меры поддержки населения. Так, были предложения сделать в России, как и во многих энергодобывающих странах, выплаты для граждан от продажи газа, нефти и т.д. В РФ также могут быть снижены коммунальные платежи.
Соответственно, заключает Лесняк, работа должна вестись по двум направлениям – снижение обязательных выплат при повышении уровня доходов. Так, минимальный размер оплаты труда должен быть повышен минимум в два раза, а лучше раза в четыре. Причем надо прописать на законодательном уровне обязанность работодателей индексировать зарплату.
Сейчас же росту доходов мешает отсутствие денег в экономике. Даже в прошлом году не все деньги, заложенные в нацпроекты, были реализованы, не все деньги были выплачены. Необходимо вливание денег в экономику вместе со строгим контролем над тем, чтобы эти деньги не попадали в одни и те же руки – средства должны распределяться, а не концентрироваться у конкретных лиц.