Несколько танкеров, на борту которых находятся миллионы баррелей дизельного топлива из РФ, сейчас держат путь в страны ЕС и планируют прибыть туда, как сообщают СМИ, до 5 февраля. Именно в этот день начнет действовать эмбарго. Данные ресурсов по отслеживанию пути следования танкеров, как сообщают «Известия», свидетельствуют о том, что танкер Priority C, в трюмах которого находится российское дизельное топливо, вот уже почти три недели простаивает у берегов испанского Бильбао.
Напомним, что запрет на транспортировку морским путем нефтепродуктов из России вступает в силу 5 февраля. А на данный момент, как констатируют СМИ, именно Россия является одним из крупнейших игроков на мировом рынке топлива для тяжелой техники, а также грузовых автомобилей. При этом цена в Европе на топливо в последние три недели перед торговыми ограничениями снова поднялась.
Между тем, 26 января Bloomberg сообщил, что в странах ЕС рассматривается возможность введения потолка цен на нефтепродукты из РФ. По информации агентства, в частности, обсуждается вопрос о введении потолка цен на дизельное топливо из России в размере не более $100 за баррель. А нефтепродукты, реализуемые со скидкой, вообще планируется закупать по цене не более $45 за баррель. Примечательно, что в эту группу входит и мазут, необходимый для промышленности и энергетики.
В то же время агентство Reuters еще 16 января сообщило о том, что европейские трейдеры закупили рекордный объем дизтоплива из России перед введением на него эмбарго. При этом подчеркивается, что в январе этого года импорт доходил до 770 тыс. баррелей в сутки, что является рекордом, если считать с марта 2022 года.
Как сообщает Лента.ру, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 25 января был зафиксирован объем торгов в секции «нефтепродукты», равный 167 732 тоннам, что явилось историческим рекордом, если считать продажу в натуральном выражении.
В настоящее время в ЕС рассматривается ограничение на уровне $100 за баррель. Однако эксперты в странах G7 советуют поднять диапазон до $110 за баррель, опасаясь того, что низкие цены могут повлечь срыв поставок дизельного топлива в страны Евросоюза, поскольку до последних дней дизтопливо из России уходило по цене от $110 до $120 за баррель. В настоящее время две самые крупные компании-трейдеры приостановили торги на своих площадках до вступления в силу ограничительных мер ЕС. При этом основные фьючерсы на дизельное топливо, не учитывая российские поставки, в пятницу были зафиксированы на уровне около $125 за баррель.
Президент РФ Владимир Путин 27 декабря подписал указ, согласно которому запрещены поставки нефти и нефтепродуктов иностранным юридическим и физическим лицам, если в контрактах на продажу нефтепродуктов будет предусмотрено фиксирование предельной цены. При этом неважно, будет это делаться напрямую или каким-либо косвенным способом.
Между тем, эксперты считают, что после введения с 5 февраля эмбарго на российские нефтепродукты потребуется перенаправлять их покупателям из Азии, а это в первую очередь Китай и Индия. По мнению руководителя аналитического департамента Amarkets Артема Деева, как пишут СМИ, это может привести к снижению стоимости топлива на внешнем рынке, при этом уменьшится прибыль российских НПЗ. И хотя на внутреннем рынке топлива будет в достаточном количестве, учитывая падение прибыли предприятий, это может привести к повышению цены. Деев уточнил, что дизельное топливо и бензин, вероятнее всего, подорожают к марту. А уже в конце первого квартала разница по сравнению с текущими ценами может составить 2-3%.
Впрочем, с Деевым не согласен первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, который уверен в том, что цена на бензин на внутреннем рынке не претерпит изменений, так как это социально значимый продукт для миллионов россиян. Причем в доставке товаров, как отметил эксперт, доля стоимости бензина и дизтоплива является достаточно значимой, что, в свою очередь, влияет на инфляцию. В связи с этим эксперт подчеркнул: правительство обладает эффективными инструментами для регулирования цен на моторное топливо.