18+
  1. ФАС уполномочена предупредить

ФАС уполномочена предупредить

ФАС уполномочена предупредить
Федеральная антимонопольная служба России ( ФАС ) начала новый раунд борьбы с нефтяными компаниями, необоснованно завышающими цены на моторное топливо.

Пока ведомство Игоря Артемьева ограничилось только направлением в адрес восьми российских НК писем с требованием снизить оптовые цены на топливо, однако, судя по настрою антимонопольщиков, в случае, если их требование не будет выполнено, дело может обернуться для НК крупными штрафами.

Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-релиз ФАС, размещенный на сайте ведомства 30 июня, антимонопольная служба направила восьми нефтяным компаниям письма с требованием привести оптовые цены на нефтепродукты в соответствие с рыночной конъюнктурой. В противном случае ФАС угрожает возбудить новые антимонопольные дела.

Письма-предупреждения ФАС были направлены во вторник, 28 июня, в адрес «ЛУКОЙЛа», «Газпром нефти», ТНК-ВР, «Роснефти», «Сургутнефтегаза», «Татнефти», НК «Альянс» и «Башнефти».

В пресс-релизе ФАС отмечается, что цены на нефтепродукты в России должны были снизиться в результате падения цен на мировом рынке, но этого не произошло несмотря на «устойчивую премиальность» внутреннего рынка. По мнению службы, уровень потребительских цен на топливо обусловлен необоснованным уровнем цен на крупнооптовом и мелкооптовом рынках, отмечает NEWSru.com.

«ФАС России считает необходимым, чтобы нефтяные компании обеспечили снижение оптовых цен на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями», - заявила антимонопольная служба.

Ранее, в начале мая 2011 года, ФАС уже направляла письмо в нефтяные компании, в котором требовала снизить цены на нефтепродукты. Большинство нефтяных компаний, отмечает РИА Новости, тогда сослались на временной лаг между снижением мировых цен на нефтепродукты и ценами внутреннего рынка.

В начале февраля ФАС возбудила «третью волну» антимонопольных дел против нефтяных компаний. По мнению ведомства, «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» и «Газпром нефть» устанавливали и завышали цены на топливо на внутреннем рынке. После предупреждений ФАС и премьер-министра Владимира Путина нефтекомпании снизили розничные цены на топливо.

В тоже время в ФАС отметили, что, по данным информационно-аналитических агентств и иных источников, в период с мая по июнь 2011 года наблюдается «устойчивая премиальность» внутреннего рынка по отношению к мировым ценам. В настоящее время премия внутреннего рынка по дизельному топливу достигает от 1,5 тысячи до 3 тысяч рублей за тонну, а по бензину от 4 тысяч до 6 тысяч рублей за тонну, говорится в сообщении антимонопольной службы..

В июне текущего года по отношению к началу мая мировые котировки на дизельное топливо и бензины снизились на 12% и 17% соответственно. При этом на внутреннем рынке снижение цен НПЗ составило не более 2-3% (на АИ-95 произошел даже рост на 3%), а цены мелкооптового и розничного сегментов находятся в растущем тренде, отмечается в пресс-релизе ФАС.

Таким образом, ни мировая конъюнктура, ни повышенные ставки таможенных пошлин заметно не повлияли на динамику цен внутреннего рынка. Если в июне 2010 года в розничной цене вклад стоимости бензина на НПЗ составлял 75-80%, от последующей реализации на нефтебазах 5-7%, а розничная маржа - 13-16%, то в аналогичном периоде 2011 года соотношение изменилось: доля НПЗ увеличилась до 82-83%, мелкооптового сегмента до 9%, а розничная маржа уменьшилась до 7-8%, говорится в сообщении Федеральной антимонопольной службы.

Как напоминает «Лента.Ру», в 2008-2009 годах в рамках двух волн антимонопольных дел общая сумма штрафов, наложенных ФАС на нефтяные компании, составила 26 млрд. рублей. Позднее чиновники, впрочем, заключили несколько мировых соглашений с нефтяными компаниями, снизив свои претензии до 15 млрд. рублей.

Весной 2011 года в России разразился топливный кризис, когда одновременно в нескольких регионах страны стала ощущаться нехватка бензина, отмечает «Лента.Ру». Правительство обвинило в сложившейся ситуации нефтяные компании, однако российские СМИ отмечали, что к такой ситуации могли привести действия самих российских властей. В частности, ФАС потребовала от нефтяных компаний снизить цены на внутреннем рынке, в результате чего резко возрос экспорт бензина. Для борьбы с дефицитом власти ввели заградительные экспортные пошлины.