В поле зрения редакции Воробьев оказался не случайно. В конце июля Ассоциация торговых электронных площадок проанализировала госзакупки и выяснила, какие государственные структуры больше всего тратят бюджетные деньги на освещение своей работы в СМИ. Этот рейтинг возглавило Главное управление по информационной политике Московской области. В текущем году оно уже успело израсходовать 1,4 млрд рублей. С таким показателем регион оказался вне конкуренции. Для сравнения, Пенсионный фонд РФ — номер два в рейтинге — потратил каких-то 227,4 млн. На третьем — Управление делами президента, потратившее почти в десять раз меньше подчиненных Воробьева — 146 млн.
Это не первый случай, когда Московская область становится всероссийской столицей пиара. В марте 2015 года Общероссийский народный фронт упрекнул Андрея Воробьева в неэффективном расходовании бюджетных средств. Тогда стало известно, что власти региона собираются потратить 5,6 млрд рублей на информационную и внутреннюю политику, а 2,6 млрд из этой суммы отводилось на пиар руководства области. Миллиарды на саморекламу выделяются правительством Воробьева параллельно с отменой бесплатного проезда по Москве для пенсионеров из области — на последних денег в бюджете нет. Отменив льготный проезд, в области планируют сэкономить от 2 до 3 млрд рублей. Это, в сущности, классическая история для «пиара по-русски»: создать проблему, а потом заплатить за то, чтобы ее никто не заметил. Мысль о том, чтобы сократить расходы бюджета за счет собственной пиар-кампании, кажется, даже не приходит окружению Воробьева в головы.
Среди финансируемых правительством области СМИ телеканал «Подмосковье 360», газета «Подмосковье сегодня», информационное агентство РИАМО, радио «Наше Подмосковье» и издательство «Подмосковье». Не нужно обладать большой фантазией, чтобы представить контент «придворных» медиа.
Открываем газету «Подмосковье сегодня». Ни один номер ежедневного издания не обходится без портрета губернатора. Хотя, справедливости ради, до многих других региональных лидеров Воробьеву далеко. Тот же Меркушкин позирует в одном выпуске самарской газеты целых 8 раз! Московский губернатор скромнее, всего 2–3 фото, бывает совсем маленьких, над комментарием, зато каждый день. В августе изображение губернатора неожиданно пропало с первой полосы. Он появился на ней лишь 3-го числа рядом с Шойгу на открытии Армейских игр. А вот в июле фото Воробьева регулярно появлялось на обложке: то он договаривался с Вьетнамом об инвестициях, то за круглым столом укреплял двусторонние связи с Германией, пожимал руку инвесторам на ПМЭФ, выступал на фоне презентации «Современные принципы эффективного управления» или отчитывался перед Мособлдумой под заголовком «Семь принципов лидерства». В общем, старался изо всех сил. Мы верим, что за оставшиеся три недели августа московский губернатор еще не раз покажется на первой полосе, ведь выборы совсем скоро — 13 сентября. И пусть в последний месяц лета жители области стали реже видеть своего регионального лидера, зато в выпуске «Подмосковья сегодня» от 10 августа у них появилась возможность узнать, за что они благодарны Андрею Воробьеву. Красочная схема демонстрирует: что с начала 2015 года губернатор получил уже 1086 «спасибо», а ведь за весь прошлый год набралось только 1186. Как пишет издание, учителя благодарят за повышение зарплаты, пенсионеры — за помощь в лечении, многие — за благоустройство в парках. Про критику работы губернатора на страницах газеты, разумеется, предпочитают помалкивать.
В еженедельном выпуске есть отдельная рубрика «Власти онлайн», в ней — фотографии с личных страниц чиновников: «Мэр Электроуглей поздравляет выпускников», «Глава Клинского района покоряет небо» и все в таком духе. Там же и ссылки на соцсети правительства Подмосковья. Открываем аккаунт в Инстаграме* «Наше Подмосковье» и любуемся Воробьевым во всей красе. Описание страницы «Новости и события Московской области» можно было бы сменить на «И это все о нем». Вот, уперев руки в бока и прищурив глаза, губернатор инспектирует ход аварийных работ в Балашихе, вот чинно восседает за столом по соседству с Патриархом или вручает букеты медицинским работникам.
Заметим, что на «наполнение информацией тематических страниц Подмосковья в социальных сетях» уходит почти 20 млн из бюджета. Первая такая госзакупка на 9,9 млн рублей появилась перед новогодними праздниками, срок исполнения заказа — до декабря 2015 года. Но этим правительство Воробьева не ограничилось и уже в августе разместило новую закупку на 9,5 млн рублей. При этом в Инстаграме у страницы «Наше Подмосковье» 658 подписчиков, в группе «ВКонтакте» состоит 5665 человек, и 6543 — в Facebook. За 7,7 млн рублей власти Московской области определяют размер аудитории электронных СМИ и интернет-сайтов.
Значительные бюджетные средства тратятся на мониторинг СМИ и блогосферы на предмет упоминаний в них подмосковного правительства и его главы. В текущем году на эти задачи были потрачено 15,5 млн рублей. Настоящую заметку мы пишем в том числе и в надежде на то, что эти деньги были потрачены не напрасно. Сотрудники губернатора Воробьева, исследующие прессу за бюджетные деньги, порадуйтесь и включите себя в ваши дорогостоящие и высокопрофессиональные обзоры — и про вас наконец-то вспомнили.
Телеэкран тоже работает во благо губернатора. Канал «Подмосковье 360» ежемесячно транслирует часовой прямой эфир с Воробьевым. Передача «Губернатор 360» выходит с повторами, кроме того, глава области по несколько раз в день появляется в новостях. У телеканала, финансируемого из средств федерального бюджета, есть даже собственный вертолет, который, по некоторым оценкам, стоит от 315 до 742 тысяч долларов.
На сайте информационного агентства РИАМО можно найти раздел «Власть», где чуть ли не каждая новость начинается словами «Андрей Воробьев». Концепции вещания радио «Наше Подмосковье» и вовсе открыто декларирует несколько задач: «информирование жителей о деятельности губернатора, освещение хода выполнения поручений губернатора, информирование о достигнутых положительных изменениях». [...]
["Известия", 11.03.2015, "ОНФ обвинил власти Подмосковья в чрезмерных тратах на пиар": Сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов считает, что для правительства Московской области было бы гораздо уместнее не урезать социальные расходы, а обратить внимание на миллиардные траты в области информационной политики, которые составляют ни много ни мало седьмую часть дефицита областного бюджета. [...]
— Мы оптимизируем расходы и готовы, если будут такие указания, кардинально изменить структуру затрат, — отмечает заместитель правительства Московской области Наталья Виртуозова, курирующая информационную политику. — На информирование жителей Московская область тратит около 400 рублей в год на человека. Мы очень внимательно относимся к государственной функции информирования населения, стараемся донести до каждого жителя информацию о той работе, которую проводят муниципальные, областные и федеральные органы власти, — о строительстве дорог, о сокращении очереди в детские сады, о новых правилах расчета коммунальных платежей, о развитии МФЦ и т.д. [...]
— Мы развиваем единое информационное пространство Московской области и поддерживаем отрасль, где сегодня трудится более 11 тыс. человек в более чем 1,2 тыс. СМИ. — Врезка К.ру]