Впрочем, средства французская сторона готова вернуть в том случае, если правительство РФ даст письменное разрешение на продажу кораблей любой третьей стороне без всяких оговорок.
Москву, как сообщают источники в сфере военно-технического сотрудничества, это предложение не устраивает, поскольку расходы и убытки России в связи с разрывом контракта оцениваются в €1,163 млрд. При этом РФ отказывается выдавать любые разрешения на реэкспорт кораблей до тех пор, пока не получит деньги в полном объеме.
Франция предлагает вернуть деньги, которые были учтены в актах приемки работ, в то время как Россия рассчитывает также на компенсацию средств, которые были потрачены на обучение экипажа, строительство инфраструктуры для базирования вертолетоносцев во Владивостоке и работы по созданию вертолетов Ка-52К.
Судостроительная компания DCNS, занимавшаяся строительством «Мистралей», настаивает на том, что контракт на поставку кораблей оказался недействительным в связи с форс-мажором. Москва, в свою очередь, планирует воспользоваться правом обратной покупки, предусмотренной французским законодательством. Данное положение обязывает Париж выкупить корабли по определенной Россией стоимости, обосновывать структуру которой Москве не придется.
Западные СМИ уже не раз пытались подсчитать, в какую сумму обойдется Франции отказ от поставки вертолетоносцев. Так, британская The Times подсчитала, что разрыв контракта будет стоить Парижу $1,5 млрд. Позже обозреватель французского журнала Le Point оценил срыв сделки в сумму от €2 млрд. до €5. млрд.
Напомним, в июне 2011 года Рособоронэкспорт и французская компания DCNS подписали договор на строительство двух вертолетоносцев типа «Мистраль». Первый из них - «Владивосток» - с учетом всех возможных продлений срока должен был поступить в распоряжение Минобороны РФ до 31 января 2015 года.
Однако в сентябре 2014 года президент Франции Франсуа Олланд сообщил об отсутствии политических условий для поставок вертолетоносцев. Позже он неоднократно заявлял о том, что «Мистрали» будут переданы России только после улучшения ситуации на востоке Украины и пересмотра Москвой политики в отношении Донбасса.
С прошлого года Париж думает, что же делать с «Мистралями». В начале мая стало известно, что руководство Франции рассматривает даже столь радикальный вариант, как затопление вертолетоносцев. Кроме того, как сообщала французская газета Le Figaro, корабли могут быть демонтированы и утилизированы.
Издание отмечало, что в состав ВМФ Франции вертолетоносцы не войдут. Этот вариант даже не рассматривается властями, утверждает издание, поскольку «Мистрали» не соответствуют европейским стандартам, а на их изменение потребуются миллионы евро.
Помимо затопления рассматривается вариант с перепродажей вертолетоносцев третьей стороне. В числе потенциальных покупателей - Канада, Египет и «одна из североевропейских стран».
Российская сторона исключает возможность продажи «Мистралей» третьим странам без ее разрешения. В очередной раз об этом на прошлой неделе заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он пояснил, что корабль сертифицирован, начиная «от табличек, заканчивая электропитанием», и сделан под технические требования ВМФ России. Кроме того, по словам вице-премьера, на кормовые части «Мистралей» российская сторона имеет сертификат конечного пользователя.
И еще одна деталь - как отмечают российские военные эксперты, французским властям крайне сложно будет найти реального покупателя вертолетоносцев, поскольку корабли такого класса стоят очень дорого, и ни одно государство не может ради них «просто вынуть из бюджета $1 млрд.».