18+
  1. «Газпром» и «Роснефть» хотят госзакупки сделать секретными

«Газпром» и «Роснефть» хотят госзакупки сделать секретными

«Газпром» и «Роснефть» хотят госзакупки сделать секретными
Главы «Газпрома» и «Роснефти» Алексей Миллер и Игорь Сечин хотят, чтобы им разрешили вывести часть госзакупок, осуществляемых их компаниями, из прозрачной зоны в секретную. Для чего им это надо? Об этом – в материале, размещенном на сайте Агентства федеральных расследований FLB.

Ранее глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев пообещал разобраться в распределении лотов февральского тендера на суму более 15 млрд рублей и «не отстать от "Газпрома", пока тот будет кормить посредников». «Мы видим просто потрясающую неэффективность этой компании», - сказал глава ФАС.

Руководители сразу двух государственных компаний попросили правительство засекретить часть своих сделок. Глава «Роснефти» Игорь Сечин и глава «Газпрома» Алексей Миллер считают, что часть сделок компаний нужно вывести из-под действия закона «О госзакупках», информирует «Общая газета».

В частности, Сечин и Миллер просят засекретить финансовые сделки, сделки с недвижимым имуществом, а также внутригрупповые сделки.

Предложения руководители послали в совместном письме председателю правительства Дмитрию Медведеву, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в правительстве. Господин Сечин подписал его раньше, еще в конце января, господин Миллер, в свою очередь,— в конце февраля. Руководители госкомпаний считают, что в силу специфики заказчика, в том числе структуры их корпоративной собственности и организации бизнеса, а также текущей макроэкономической ситуации, необходимость дальнейшей донастройки закона остается актуальной.

По словам источника агентства, господин Медведев ознакомился с письмом, и уже поручил первому вице-премьеру Игорю Шувалову и главе Минэкономразвития Алексею Улюкаеву «проработать обращение» и «подготовить предложения по совершенствованию правил» закона о закупках госкомпаний, отмечает «Коммерсантъ» .

С момента принятия в 2012 году он менялся уже более десяти раз, продолжает тему РБК . Закон предусматривает заблаговременное раскрытие информации об основных условиях всех планируемых договоров. Применение этих требований в части закупки финансовых услуг и заключения иных финансовых сделок компаниями, в отношении которых введены санкции США и ЕС (под западные санкции попали «Роснефть» и отдельные проекты «Газпрома»), по мнению авторов письма, снижает оперативность и эффективность их деятельности. К тому же это создает риски использования контрольными органами США и ЕС раскрываемой информации для проверки того, как компании соблюдают режим санкций, а также может привести к ужесточению санкций и применению дополнительных ограничительных мер и штрафов.

По мнению Сечина и Миллера, публикация сведений о сделках, их ценовых параметрах и контрагентах «провоцирует рост стоимости привлекаемых кредитов и оказывает существенное влияние на российский финансовый рынок, вызывая изменения котировок валют и ставок заимствований спекулятивного характера». Из-под действия закона о закупках предлагается вывести сделки с объектами недвижимости и земельными участками. «В силу специфики своей деятельности компании ТЭК заключают сделки с недвижимостью на регулярной основе, неся при этом из-за соблюдения процедур закона необоснованные затраты», — говорится в письме. Выбор мест для геологоразведки и обустройства месторождений основан на проектных решениях и других параметрах и обусловлен границами зон с особыми условиями использования территорий, поэтому является уникальным и не должен подпадать под закон о госзакупках, считают авторы письма.

Кроме того, госмонополисты предлагают расширить перечень оснований для закупок у единственного поставщика и оставить им право самостоятельно выбирать способ проведения тендера. Сегодня госкомпании используют более 3000 способов закупок, при этом в 90% случаев отдают единственному поставщику. На закупки в 2015 году, по данным Минэкономразвития, госкомпании потратили более 23 триллионов рублей, дополняет «Конфуз».

Недавно глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев назвал итоги электронного аукциона «Газпрома» по закупке труб большого диаметра на сумму более 64 миллиардов рублей «ужасными», а сам газовый концерн «потрясающе неэффективным».

В декабре 2015 года "Газпром" объявил два тендера на закупку ТБД в новой форме — открытый аукцион в электронной форме на понижение вместо запроса предложений. Первый тендер предполагал поставку 80,345 тысячи тонн ТБД на сумму 7,002 миллиарда рублей, второй — 96,325 тысячи тонн труб на сумму около 8,692 миллиарда рублей, напоминает РИА Новости.

В среду, 17 февраля, были обнародованы результаты тендеров. Общая сумма закупок была снижена незначительно — она составила 15,683 миллиарда рублей при изначально заявленной 15,695 миллиарда. Самый крупный заказ 4,613 миллиарда рублей (29,4% от общей суммы закупки) получил Челябинский трубопрокатный завод. Компания "Трубные инновационные технологии" выиграла лоты на 3,988 миллиарда (25%); Выксунский металлургический завод — на 3,118 миллиарда (19,6%); ТМК — на 2,527 миллиарда (16%). Ижорский трубный завод выиграл один лот на 1,433 миллиарда рублей.

"Электронный аукцион — это форма. А если за этим стоят сговоры менеджеров с поставщиками или посредниками…. Что бы там ни происходило, мы с вами не знаем. Мы знаем результат. А результат ужасен на мой взгляд. Падения цены практически нет, посредник опять получил 30%. Посмотрим, правда, на какие лоты. Будем анализировать (аукцион — ред.). Мы не отстанем от "Газпрома" ни в коем случае, пока он будут посредников кормить", — резюмировал Артемьев.

В конце прошлого года после критики ФАС "Газпром" отменил тендер на 822 км "Силы Сибири" за 156 млрд рублей, напоминает «Интерфакс».

«Роснефть» и «Газпром» имеют полное право требовать вывести часть своей деятельности из-под действия закона о госзакупках. В этом в свою очередь уверен координатор Экспертного совета при правительстве по госзакупкам Георгий Сухадольский.

«У любого подобного решения есть две стороны медали. Первая сторона — мы хотим максимально опрозрачить все, что есть, потому что хотим сделать универсальное решение и показать и общественности, и дать возможность для общественного контроля всего того, что происходит в госкомпаниях. Вторая сторона медали — если мы берем хороших управленцев и хороших закупщиков, как они взаимодействуют с поставщиками? Это в первую очередь персональные переговоры о спецскидках, которые поставщик предоставляет индивидуально и нигде не публичит, потому что как только информация о таких скидках выйдет наружу, тут же этот поставщик от них откажется», — подчеркнул Сухадольский.

Последние новости