Об этом накануне рассказал глава госкомпании Алексей Миллер. В частности он сообщил, что новый иск в отношении «Нафтогаза» на сумму $8,2 млрд касается невыборки газа украинской компанией по условию «бери или плати» (подразумевает необходимость оплатить законтрактованный объем газа, даже если он не был выбран в полном объеме). Это условие «Газпром» согласился отменить с октября 2014 года, то есть до этого момента оно действовало. Украинский коллега Миллера Андрей Коболев заявил, что они приветствуют решение передать претензии в Стокгольмский арбитраж, который является «самым цивилизованным способом решения коммерческих споров», передала пресс-служба «Нафтогаза». В то же время в украинской компании напомнили, что «Газпром» уже неоднократно выставлял счета, ссылаясь на пункт контракта от 2009 года, который «Нафтогаз» не оплачивал, полагая, что пункт не соответствуют контракту, в связи с чем помимо прочего и обратился в арбитраж с требованием признать их недействительными.
Решение «Газпрома» увеличить сумму претензий связано с аналогичным шагом «Нафтогаза» – в начале мая пресс-служба компании сообщила, что они подали новый иск в арбитраж с требованием признать недействительным ряд положений контракта, в том числе и касающихся тарифов на транзит – его необходимо изменить в соответствии с другими положениями контракта. «Нафтогаз» тогда утверждал, что контракт на транзит газа в Европе признали противоречащим европейскому законодательству в части энергетики и конкуренции, а при составлении документа стороны договорились, что базироваться он будет на европейских принципах.
Такой шаг «Газпрома» был давно предсказан экспертами, которые утверждали, что если Украина увеличит сумму претензий, Россия вспомнит про штрафы за неотобранный газ. Сейчас в Стокгольмском арбитраже рассматривается ряд взаимных исков компаний, общая сумма претензий «Нафтогаза» составляет $16 млрд, «Газпрома» – $29,5 млрд. Эксперты, опрошенные «Газетой.ру» не исключают, что российской госкомпании выгодно обострить газовые отношения с Украиной, чтобы иметь дополнительные аргументы в пользу «Турецкого потока», альтернативы украинскому транзиту, не пользующейся пока популярностью у ЕК.