Пакет поправок в Налоговый кодекс, которым предусматривается поэтапная отмена льгот по налогу на имущество для естественных монополий, стал причиной открытого противостояния Минфина и комитета Госдумы по бюджету и налогам. Согласно внесенным правительством поправкам, с 2013 года монополии должны будут платить налог по ставке 0,4%. Затем она каждый год будет увеличиваться на 0,3 п. п. до 2,2% в 2019 году. Эта мера призвана компенсировать потери регионов от обнуления налога на новое движимое имущество, которое является частью «налогового маневра», обещанного перед президентскими выборами Владимиром Путиным.
Сначала комитет Госдумы по бюджету и налогам потребовал от Минфина дополнительных расчетов влияния новых поправок на бюджеты регионов и инвестпрограммы монополий. Получив их в начале октября, комитет еще раз заблокировал законопроект, решив на этот раз дождаться заключения Счетной палаты.
По данным «Ведомостей», во вторник отчет контрольного ведомства был заслушан на заседании комитета и была достигнута договоренность одобрить поправки в четверг.
Анализ Счетной палаты оказался в распоряжении «Ведомостей». Как пишет газета, он представляет собой компиляцию данных Минфина и монополий с критикой расчетов министерства. В отчете не определен эффект, который обе меры могут оказать на бюджеты регионов. Аудиторы лишь констатируют, что льготы по налогу на имущество в 2011 году обошлись региональным бюджетам в 156,3 млрд руб., и 34 млрд руб., которые регионы получат от увеличения нагрузки на монополии в 2013 году, этих потерь не компенсируют. При этом из расчетов Минфина, представленных в Думу, следует, что в 2013 году регионы недополучат налогов с нового движимого имущества на 24,8 млрд руб., тогда как монополии принесут им 35,6 млрд, а в 2019 году эта разница вырастет до 173,6 млрд против 387 млрд.
Большая часть отчета Счетной палаты посвящена описанию потерь монополий, пишут «Ведомости». Согласно документу, «Газпром» в 2013–2019 годах понесет дополнительные расходы более чем на 245 млрд руб., а «Транснефть» и «Транснефтепродукт» – более чем на 100 млрд. По мнению контрольного ведомства, это может привести к росту тарифов на прокачку газа и нефти, снижению рентабельности компаний и увеличению цен для конечных потребителей. В Счетной палате подчеркивают, что Федеральная служба по тарифам должна при их расчете учесть налог на имущество организаций: например, рост ставки за прокачку газа для независимых производителей аудиторы оценивают в 10% только в 2013 году.
РЖД, платежи которых вырастут с 8,3 млрд руб. в 2013 году до 51 млрд в 2019-ом, может понадобиться увеличить тарифы в 2019 году на 4%, считают аудиторы. Но для этой монополии они предлагают не увеличивать тарифы, а компенсировать потери напрямую из бюджета.