В последнее время ФАС просто коршуном вьется над газовой монополией: на сей раз антимонопольщики обещают вновь вернуться к вопросу разделения «Газпрома». Замглавы регулятора Анатолий Голомолзин сообщил, что на заседании президентской комиссии по ТЭК, которое пройдет в октябре, руководитель ведомства Игорь Артемьев* планирует поставить вопрос о выделении из газового концерна транспортной составляющей.
По словам чиновника, обсуждение инициировали нефтяники, в том числе «Роснефть», а ФАС их в этом вопросе поддерживает, рассчитывая получить прозрачное тарифообразование на транспортировку «голубого топлива». «Мы считаем, что, безусловно, транспортировка должна быть по учету внутри «Газпрома» выделена в дочернее зависимое общество с отдельным балансом. Тогда мы точно узнаем, сколько стоит добыча, сколько транспортировка, и тогда всех этих непонятных цифр не будет», - заявил ранее Игорь Артемьев.
ФАС также надеется на то, что правительство до конца года все-таки примет разработанные регулятором правила недискриминационного доступа к газотранспортной системе «Газпрома». Как известно, тарифы на прокачку для «дочек» «Газпрома» ниже, чем для независимых организаций: по данным экспертов, за одни и те же услуги дочерние компании монополии в 2014 году платили на 11% меньше конкурентов. После равного доступа ведомство Артемьева планирует ввести единый тариф. Пока, по словам представителя ФАС, документ застрял в кабмине, но, возможно, поручения по итогам президентской комиссии поторопят министров.
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев рассказал РБК, что НК согласна с позицией ФАС – в июле компания внесла в Минэнерго свою версию Концепции развития внутреннего рынка газа, где предложила к 2025 году разделить «Газпром» на транспортную и добывающую компании. А источник издания в самом газовом концерне рассказал: правила недискриминационного доступа к газотранспортной системе «Газпрома» давно лежат в правительстве без движения, так как «Газпром» сделал все возможное, чтобы заморозить их обсуждение. «Компания не согласна с этими правилами, нового их обсуждения не инициировалось. Все разговоры о разделении «Газпрома» пока выглядят просто спорами, никаких шагов к этому нет. Транспортная составляющая уже выделена в отдельные дочерние структуры монополии, которые называются «трансгазы» и имеют свои бюджеты», - отметил он.
Разделить газовый концерн руководству страны предлагают уже не один год. «Идея разделить «Газпром» на трубопроводное направление и добычу ходит в министерствах уже давно - еще со времен Ельцина, - подтвердил «Веку» ведущий аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский. - Только вот «Газпром» всегда удачно отбивал подобные атаки со стороны антимонопольного ведомства. Мотивация ФАС вполне понятна. Чем, собственно, газовый бизнес отличается от энергетики, где была проведена реформа по разделению генерации и сетей? С тех пор появился оптовый рынок, цена на мощность определяется на основании конкурентного отбора мощности на год вперед. Да, реформа РАО ЕЭС не прошла безболезненно (выросла цена на электричество для населения, полностью свободного рынка так и не появилось), но даже это состояние намного лучше той «черной дыры», в состоянии которой существовал монополист. Не трудно заметить, что пальма первенства в области непрозрачного монополизма в нашей стране перешла к «Газпрому». И с этим рано или поздно что-то придется делать».
Это уже не первый выпад антимонопольщиков в сторону газовиков. В сентябре ФАС пожаловалась президенту РФ Владимиру Путину на масштабные махинации «Газпрома» при закупке труб большого диаметра (ТБД). Регулятор обвинил концерн в том, что в тендерах на поставку труб с завидным постоянством побеждает единственный их участник – трейдер «Трубные инновационные технологии» (ТИТ) Ивана Шабалова. «Я считаю, что операция с закупками труб, когда появляется посредник, похожа на членовредительство: «Газпром» купил трубы значительно дороже, чем мог», - бушевал глава ФАС, сообщив о направлении им письма предправления «Газпрома» Алексею Миллеру и председателю совета директоров холдинга Виктору Зубкову о том, «что творит их менеджмент». «Я считаю, что такие люди не должны работать в «Газпроме», - подчеркнул Артемьев.
По словам главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, странно, что «Газпром» - единственный покупатель труб диаметром 1400 мм в России, приобретает их через посредников. «Да и не только трубы, - напоминает эксперт. - Поэтому 1 км газопровода на юге европейской части России стоит в 2–3 раза дороже, чем на аналогичном проекте в Германии или Чехии».
Интересно и то, почему ФАС «кусает» «Газпром» именно в унисон с «Роснефтью». Игорь Сечин, как известно, давно и навязчиво предлагает радикальную реформу рынка «голубого топлива». Эксперты говорят: реформу отрасли обсуждать, конечно, нужно, но сейчас для этого не самое удачное время. «Газпром» и без того отбивается по всем фронтам – давление европейских покупателей газа, падение добычи до исторического минимума и низкие цены на экспортных рынках.
«Такая странная навязчивость со стороны ФАС наводит на грустные размышления, - заявил «Веку» гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. - Конечно, «Газпром» представляет из себя очень неповоротливую компанию, затратную в результате этой неповоротливости. Но нужно четко понимать, что концерн часто исполняет социальные функции, которые затем идут на пользу государству. Разговоры о том, чтобы разделить компанию, ведутся очень давно, но делать это крайне опасно. В том смысле, что в период раздела компании, специализации ее составных частей произойдет снижение способности исполнения ею вот этих самых социальных функций. Поэтому, думаю, что, в конце концов, речь пойдет о внутренней реструктуризации и возможной смене линейки топ-менеджеров. Либо перераспределении между ними их обязанностей».