Напомним, что 12 сентября в 8:50 утра в столичном аэропорте «Шереметьево» произошло отключение электроэнергии. Инцидент был связан со скачком напряжения на одной из трансформаторных подстанций компании “Северные электрические сети” (филиал ОАО “МОЭСК”). По правилам специально для таких ситуаций на объектах, требующих постоянного электроснабжения (стратегические объекты, больницы, аэропорты и проч.) должны быть независимые источники питания для автономного энергоснабжения – резервные генераторы. Включение их должно происходить автоматически.
В «Шереметьево» такие резервные генераторы есть, однако полноценный переход на них не удалось выполнить. По сообщениям информагентств, из-за того, что резервные подстанции были неисправны: при отключении электричества в «Шереметьево» у аэропорта не сработал запасной генератор. «Хотя он должен был включиться автоматически при отключении электричества», - цитируют информагентства слова источника.
В результате, обесточенным оказался терминал D, произошел сбой регистрации пассажиров. Так как терминал D используется компанией «Аэрофлот», именно она оказалась наиболее пострадавшей в данной ситуации. А учитывая количество совершаемых ею рейсов, можно представить масштаб бедствия, с которым авиакомпании пришлось справляться.
Однако предупреждают эксперты, все могло закончиться гораздо более серьезными последствиями, если бы оказались обесточены системы, обеспечивающие безопасность полета – это прежде всего аэродром и командно-диспетчерский пункт управления полетами. Алексей Синицкий, главный редактор «Авиатранспортного обозрения», припомнил только один такой случай – в аэропорту Ростова еще в советские времена. «Тогда один из диспетчеров вслепую, по сохранившейся радиосвязи, посадил все самолеты, за что был награжден орденом, -- вспоминает эксперт. – А ведь там самолетов было, конечно, гораздо меньше».
Насколько велика была вероятность обесточивания влияющего на безопасность оборудования? Возможно, весьма велика. Ведь, как выяснили СМИ, сбой произошел из-за того, что внутренняя энергетическая инфраструктура аэропорта «Шереметьево» находится в ненадлежащем состоянии. Недаром, как отмечают эксперты, «Шереметьево» относится к первой категории по оценке уязвимости, и у объектов такой категории вообще не должно быть проблем с электроснабжением.
«У аэропорта есть договор с энергоснабжающей организацией на определенный объем электроэнергии. На случай сбоя аэропорт должен быть оборудован резервными независимыми автономными энергосистемами генераторами. И если их мощностей не хватило – а, как уже известно, их не хватило на терминал D, — администрация аэропорта должна отвечать за это, потому что это вопрос безопасности, - говорит Роман Гусаров, главный редактор портала Avia. -- Так что теперь надо разбираться, какие системы работали при сбое, какие нет. В зависимости от этого, будет и наказание. Ответственность аэропорта, в первую очередь, административная, но в случае гибели или угрозы гибели людей, угрозы безопасности полетов может быть и уголовная ответственность».
О том, что в случившемся виновата администрация аэропорта, уверены все опрошенные эксперты. «Конечно, администрация должна следить за исправностью резервного оборудования, проводить профилактические проверки. Это все описано. Если у вас есть резервное оборудование, то оно должно быть исправно, и вы должны это дело контролировать. Иначе это не резерв, а нечто, лежащее на складе», - сердится Алексей Синицкий, главный редактор "Авиатранспортного обозрения".
По словам информированного источника в Минэнерго, вопрос об ответственности руководства аэропорта будет поднят на ближайшем заседании правительства. Скорее всего, судьба гендиректора «Шереметьева» Михаила Василенко будет решена именно там.
Кстати, по словам источника, руководство аэропорта допустила и другое нарушение: согласно регламенту, оно должно было своевременно оповестить Минэнерго о происшествии, однако это не было сделано.
Однако помимо уголовной и административной ответственности, инцидент может вызвать волну гражданских исков о возмещении ущерба, как от пострадавших пассажиров, так и от авиакомпаний. «За нанесенный ущерб пассажирами и авиакомпаниями, которые пострадали из-за сбоя, вполне может быть предъявлен иск к аэропорту», -- подтверждает Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт».
Учитывая, что в терминале D базируется авиакомпания «Аэрофлот – Российские авиалинии», наиболее пострадавшей от сбоя энергоснабжения оказалась именно она. Что особенно обидно, так как авиакомпания в последние годы прилагает большие усилия для улучшения качества обслуживания, выйдя в топы международных профессиональных рейтингов и став победителем самых престижных премий. Контраст между авиакомпанией, ставшей одной из лучших в Европе, и администрацией аэропорта, допустившей элементарную халатность и пренебрежение к базовым принципам безопасности, слишком разителен.
К тому же у «Аэрофлота» наибольшая доля в перевозках из «Шереметьева», одно из наиболее плотных расписаний, и сбой регистрации для него более чем неприятен. По имеющимся данным, авиакомпания уже заявила, что будет подавать иск к аэропорту. По мнению экспертов, размер иска может быть значительным. С учетом возможных исков от пассажиров (в том числе, об упущенной выгоде, если речь кто-то опоздал на сделку или переговоры), материальная ответственность «Шереметьева» может оказаться весьма велика.
А пока большинство в авиационном сообществе мучаются вопросом: посадят ли гендиректора «Шереметьева» Михаила Василенко? Ведь тут, помимо очевидно опасности нарушения безопасности полетов, есть и деликатный политический момент: именно «Шереметьево» в последнее время продвигалось властями как образец успеха в реализации инфраструктурных проектов и как пример эффективного государственного управления (а «Шереметьево» принадлежит государству). Сбой, да еще допущенный из-за явной халатности, перечеркивает эти усилия. Причем, очень несвоевременно – как раз когда идут разговоры об объединении московского авиаузла в государственной собственности.