20 лет назад, 12 августа 2000 года, во время крупномасштабных учений на Северном флоте взорвался и затонул российский атомный подводный ракетный крейсер проекта 949А К-141 «Курск». Трагедия произошла в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров. Ни один из 118 членов экипажа спасен не был.
(Продолжение)
Хроника трагедии
12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут в районе учений в Баренцевом море был зафиксирован подводный взрыв, через две минуты - еще один взрыв. А потом — третий. В 17.30 АПЛ «Курск» не вышла на запланированную связь, в 23.30 была объявлена аварийной.
13 августа в 04.46 гидроакустики обнаружили подводную лодку, лежащую на грунте.
15 августа главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Куроедов впервые озвучил информацию о возможном столкновении «Курска» с американской подводной лодкой.
16 августа министр обороны РФ Игорь Сергеев выступил по телевидению и прямо заявил о таране «Курска».
16 августа командование ВМФ получило санкцию президента РФ Владимира Путина, продолжающего отдых в резиденции Бочаров Ручей, на привлечение иностранной помощи для спасения экипажа АПЛ «Курск», поскольку оказалось, что Военно-Морской Флот России не обладает нужными спасательными средствами.
21 августа 2000 года командование ВМФ официально объявило о гибели экипажа АПЛ «Курск».
22 августа Путин посетил базу ВМФ в поселке Ведяево и встретился с родственниками погибших моряков.
26 августа командиру «Курска» Геннадию Лячину посмертно было присвоено звание Героя России, а 117 членов экипажа АПЛ «Курск» посмертно награждены Орденом Мужества.
20 октября 2000 года к месту гибели АПЛ «Курск» прибыла экспедиция с российскими и норвежскими водолазами.
7 ноября водолазная операция была закончена, из корпуса были извлечены 15 тел моряков.
8 ноября 2000 года председатель правительственной комиссии Илья Клебанов заявил СМИ: «После проведенных работ глубоководными аппаратами «Мир», находящимися на борту научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», и исследования водолазами самого корпуса лодки версия столкновения получила серьезное видеоподтверждение: была обнаружена внутренняя вмятина в районе первого-второго отсеков. А также отчетливо видны скользящие полосы на корпусе лодки, как если бы АПЛ столкнулась с каким-либо объектом».
Вот что сообщало 6 декабря 2000 года РИА «Новости»: «Российские военные самолеты преследовали иностранную подводную лодку в Баренцевом море в районе учений Северного флота (12 августа 2000 года). Это подтвердил министр обороны России Игорь Сергеев. Накануне об этом факте сообщил на днях ушедший в отставку норвежский адмирал Эйнар Скорген. При этом он не исключал возможности столкновения российской подлодки «Курск» с американской субмариной. Адмирал также подтвердил факт захода в конце августа в один из норвежских портов подлодки «Мемфис» ВМС США (для ремонта). Комментируя высказывания норвежского адмирала, Сергеев заявил, что специальная комиссия завершила работу и должна сделать выводы. При этом, по словам российского министра, сообщение Скоргена будет приобщено к документам комиссии и подвергнуто «самому глубокому анализу».
Между тем, США продолжают отрицать возможную причастность к гибели подлодки «Курск» в Баренцевом море американской субмарины. Как стало известно РИА «Новости» из информированных источников в российской военной делегации в Брюсселе, шеф Пентагона Уильям Коэн заявил министру обороны Игорю Сергееву, что американская подводная лодка не могла быть причастна к возможному столкновению с «Курском».
24 марта 2001 года было подписано распоряжение о подъеме АПЛ «Курск».
18 мая с голландской компанией Mammoet был подписан контракт на подъем лодки.
6 июля экспедиция по подъему вышла в Баренцево море.
7 октября начат подъем подводной лодки. Первый отсек, куда именно и пришелся удар и на котором была вмятина, был отрезан и остался на дне.
21 октября корпус АПЛ «Курск» без первого отсека помещен в док судоремонтного завода в Росляково.
23 октября генеральный прокурор Владимир Устинов с группой начал работу на лодке.
13 декабря 2001 года Герой Советского Союза, бывший командующий флотилией атомных подводных лодок вице-адмирал Матушкин высказал в СМИ свою версию: «Курск» и иностранная подводная лодка шли контркурсами на разных глубинах. Российская субмарина шла ниже американской подлодки и получила при столкновении повреждения сверху по левому борту. При таком верхнем повреждении невозможно создать противодавление и остановить проникновение воды. Наша лодка, имевшая ход, скажем, в 5-6 узлов, резко приняла дифферент на нос (50-60 градусов) и клюнула по дну. При этом одна из стеллажных торпед сорвалась и ударила в корпус. Дальше сдетонировал ее боекомплект. Версия о гибели лодки в результате неисправности торпеды - безграмотное заявление, рассчитанное на наивность общества. Такие заявления - попытка скомпрометировать экипаж подлодки, а также службы торпедных баз. Ни один прокурор, даже военный, не может считаться экспертом подводного дела. Здесь ценным может быть мнение только настоящего эксперта подводного дела, конечно, при условии его честности».
8 февраля 2002 года расследование было закончено.
26 апреля АПЛ «Курск» отправили на утилизацию. Без первого отсека.
31 мая – 21 июня была поднята часть первого отсека вместе с правым торпедным аппаратом, а остатки отсека взорваны. Поврежденный торпедный аппарат широкой общественности показан не был.
9 июня 2002 года на заключительном заседании комиссии по расследованию гибели АПЛ «Курск» почему-то не глава правительственной комиссии, а генпрокурор Устинов объявил официальную причину гибели субмарины «из-за взрыва учебной торпеды и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПРК «Курск».
(Окончание следует)