Если это произойдет, работа крупнейших предприятий Северодвинска будет парализована. Без средств к существованию могут остаться тысячи человек. А это, в свою очередь, негативно скажется на экономическом благополучии самого Северодвинска, где судостроение и судоремонт – градообразующие отрасли.
Такие не радужные прогнозы сегодня строят в ОАО «Северный Рейд», о котором, собственно, и идет речь. Предприятие ремонтирует до 70 процентов всего радиоэлектронного вооружения атомных подводных лодок, которые обслуживаются на верфях ФГУП «ЦС «Звездочка» и ФГУП «ПО «Севмашпредприятие». В частности, занимается ремонтом навигационных комплексов, систем защиты ядерных реакторов, общекорабельных систем, пультов управления электрохимической регенерации воздуха, а также водо-химических лабораторий приборного типа, гидроакустических комплексов и станций.
Несмотря на это, ОАО «Северный Рейд» оказалось за бортом объединенной судостроительной корпорации. Сначала предприятие было преобразовано из ФГУП в открытое акционерное общество со стопроцентным госкапиталом. А сейчас речь идет о том, чтобы сделать его «дочкой» санкт-петербургского концерна «Океанприбор». Соответствующий проект указа президента РФ «О развитии открытого акционерного общества «Концерн «Океанприбор» уже подготовлен. Однако вступление в силу этого документа, как считают и работники ОАО «Северный Рейд», и городские, и областные власти, а так же ряд ведущих специалистов оборонно-промышленного комплекса, может иметь непоправимые последствия для отрасли и в первую очередь для атомного судостроения.
Дело в том, что у ОАО «Северный Рейд» значительно больше видов деятельности, чем у концерна с берегов Невы. Последний специализируется исключительно на разработке и производстве новых гидроакустических комплексов для строящихся АПЛ. А это значит, что после поглощения концерном северодвинского предприятия доводить до ума радиоэлектронное вооружение на кораблях, требующих ремонта, будет попросту некому. Самарский завод «Рейд», ранее выпускавший системы управления техническими средствами и защиты ядерного реактора, с 1993 года не изготовил ни одного изделия. Рассчитывать на то, что обороноспособность России будет повышать Киевский завод автоматики имени Г.И.Петровского, занимавшийся навигационными комплексами, тоже не приходится. Впрочем, как и завод в Грузии: там, где еще недавно производили водохимические лаборатории, сегодня разливают грузинские вина.
Ко всему прочему, ОАО «Северный Рейд» – единственное предприятие в стране, которое не только обладает уникальными технологиями подъема и поддержания на плаву атомных подводных лодок, подлежащих утилизации, но и выполняет эти работы. Уникальный опыт в случае слияния с концерном также может быть безвозвратно утерян. Жирный крест можно будет поставить и на гражданском производстве, которое северодвинское предприятия активно осваивало в последние годы: это и стекольное производство, и даже домостроение. На такие виды деятельности у него есть все лицензии, в то время как у концерна нет.
Кроме того, парадоксально, но факт: предприятию предлагают влиться в концерн, который фактически является банкротом. По последним данным, его долги превышают миллиард рублей. Из них более 250 миллионов – северодвинскому «Северному Рейду». К слову, за последнее время концерн поглотил производственный комплекс «Ахтуба», которому был должен свыше 170 миллионов.
В Северодвинске уверены: объединение с ОАО «Концерн «Океанприбор» не сулит предприятию процветания. В качестве примера приводят завод «Полярная звезда», который уже является его дочерним предприятием и находится буквально через забор от «Северного Рейда». На некогда процветающей «Полярке» сегодня работает чуть более десяти человек. Производственные площади сдаются в аренду, а станочный парк распродается. Не в лучшей ситуации находится входящее в концерн предприятие ОАО «Водтрансприбор», большинство площадей которого сдаются в аренду более 50 коммерческим структурам, не имеющим ничего общего с «оборонкой». В целом основные производственные мощности предприятий, входящих в ОАО «Концерн «Океанприбор», загружены не более чем на 37 процентов при односменной работе, в то время как «Северный Рейд», на котором трудятся свыше 1700 человек загружен, что называется, под завязку.
По мнению первого заместителя генерального директора ОАО «Северный Рейд» Владимира Генералова, единственный выход из сложившейся ситуации – интегрирование «Северного Рейда», а также ряда других ключевых контрагентов крупнейших судостроительных компаний, в ОСК. В противном случае судостроительные предприятия окажутся в заложниках у всевозможных АО и ОАО, главная задача которых – не укрепление обороноспособности страны, а извлечение прибыли. Решение о создании интегрированных структур в судостроительной отрасли, отвечающей за выпуск конечной продукции, правильное. Однако непонятно, почему в ОСК не были включены контрагенты, которые в целом делают значительно больше, чем сами заводы. Это может привести к тому, что ситуация, сложившаяся с модернизацией крейсера «Адмирал Горшков», может стать типичной для судостроительной отрасли. Напомним, в ходе выполнения работ на крейсере выяснилось, что их цена не соответствует реальным затратам. Одна из главных причин – предприятия-контрагенты значительно подняли цены на свою продукцию. ОСК они не подконтрольны. Результат – страдает не только обороноспособность страны, но и ее промышленный авторитет.
Справка
В прошлом году объем производства «Северного Рейда» только по государственному оборонному заказу превысил 800 миллионов рублей. Из них порядка 120 – по прямым договорам, остальное – средства, вырученные по договорам с ФГУП «ЦС «Звездочка».