18+
  1. КС защитил владельцев нерастаможенных авто

КС защитил владельцев нерастаможенных авто

Конституционный суд, рассмотрев исковое заявление Владимира Кириллова, принял решение в его пользу и тем самым защитил и других владельцев нерастаможенных машин. Они могут пользоваться ими без каких-либо ограничений, если только таможенники не докажут, что владелец авто знал, что приобретает контрабандный товар.

Лица, которые на момент приобретения транспортного средства не знали и не должны были знать о незаконности ввоза автомобиля, не могут рассматриваться как ответственные за его таможенное оформление, включая уплату таможенных пошлин, - говорится в определении Конституционного суда РФ. К тому же КС решил, что устанавливать степень осведомленности владельца о контрабандном ввозе машины должны суды.

В прошлом году мои хорошие знакомые добропорядочная семья довольно еще молодых людей вынуждена была избавиться от своего старенького Пежо-406. И совсем не потому, что автомобиль был, говоря языком автолюбителей, не на ходу - любому новому российскому он давал сто очков вперед. Все куда более прозаично: купив эту подержанную иномарку в 1996 году, они ни сном, ни духом не ведали, что машина не прошла таможенную очистку. Выяснилось это лишь два года спустя, после чего перед обладателями своего рода полукриминального авто встала дилемма: либо платить таможенную пошлину, сумма которой равнялась едва ли не стоимости самого автомобиля, либо поставить его на прикол. Они выбрали второй путь.

А сколько еще законопослушных российских автовладельцев сталкивалось с подобной проблемой? Хотя официальной статистики на этот счет не существует, можно смело утверждать, что несколько десятков тысяч. Судить об этом можно вот по какому факту: в начале весны нынешнего года таможенники обещали более чем в восемь раз сократить базу автомобилей, разыскиваемых за неуплату таможенных платежей, и амнистировали 7 тыс. иномарок.

Один из таких автовладельцев Владимир Кириллов подал в Конституционный суд РФ жалобу на нарушение его конституционных прав. Не будем подробно описывать все его злоключения, скажем только, что после долгих разбирательств, в том числе и в судебном порядке, ГИБДД так и не сняла его автомобиль Nissan Patrol, купленный в 2002 г. у незнакомца, действовавшего по доверенности, с учета для дальнейшей продажи из-за того, что автомобиль не прошел таможенную очистку.

Конституционный суд, рассмотрев исковое заявление Владимира Кириллова, принял решение в его пользу и тем самым защитил и других владельцев нерастаможенных машин. Они могут пользоваться ими без каких-либо ограничений, если только таможенники не докажут, что владелец авто знал, что приобретает контрабандный товар. Лица, которые на момент приобретения транспортного средства не знали и не должны были знать о незаконности ввоза автомобиля, не могут рассматриваться как ответственные за его таможенное оформление, включая уплату таможенных пошлин, - говорится в определении Конституционного суда РФ. К тому же КС решил, что устанавливать степень осведомленности владельца о контрабандном ввозе машины должны суды.

Напомним, что это не первое рассмотрение Конституционным судом подобной проблемы. Еще в 1999 г. КС разбирал дело о запрете на использование нерастаможенных автомобилей. И еще тогда признал, что нерастаможенное имущество не может использоваться и продаваться. Одновременно КС указал на то, что уже совершенные сделки должны регулироваться не Таможенным, а Гражданским кодексом РФ. К тому же, Конституционный суд позже уточнил, что Таможенный кодекс не обязывает растаможивать автомобиль лиц, не имевших никакого отношения к ее ввозу в Россию.

И вот теперь Конституционный суд, на радость добропорядочных покупателей подержанных иномарок, поставил окончательную точку в решении затянувшейся проблемы. Жаль только, что мои знакомые поспешили с принятием решения. А то бы ездили и ездили на своем Пежо и не покупали бы в кредит другой автомобиль, расплачиваться за который им предстоит еще не один год.