Западные журналисты в очередной раз обратили внимание на российскую систему непрозрачного распределения госзаказов, которая во все времена давала благодатную почву для «темных делишек» тех, кто особо приближен к власти. Теперь для этого есть два повода: очередное пришествие к власти Владимира Путина и рейтинг «королей госзаказа», составленный недавно журналом Forbes.
Среди ближайшего окружения Путина миллиардер Аркадий Ротенберг - самый успешный, считают некоторые немецкие СМИ. По мнению многих, первый камень успеха этого, ныне процветающего, бизнесмена был заложен еще в 1990-е годы, когда он занимался дзюдо в одном спортклубе с самым влиятельным сейчас человеком в государстве. «Даже при том, что его состояние, оцениваемое в $1 млрд., не ставит его в один ряд с богатейшими жителями планеты, он с отрывом лидирует в другом рейтинге: Ротенберг, как пишет о нем российский Forbes, является «королем госзаказов»», отмечает Der Standard.
Значительная часть дохода Ротенберга пришлась на крупнейшие прямые государственные заказы, которые получили строительные компании бизнесмена. И это не считая заказов от государственных холдингов и таких государственных концернов, как «Газпром»: в общей сложности за 2008 год сумма заказов составила свыше 22 млрд. евро. Газовому монополисту Ротенберг поставляет комплектующие для трубопроводов, он также строит объекты для Олимпиады в Сочи, улицы по всей стране, приводит публикацию сайт InoPressa.ru.
Однако, замечает автор статьи в Der Standard Эдуард Штайнер, и Ротенберг не может похвастаться неприкосновенностью - он вынужден делиться. Как пишет тот же Forbes, значительная часть проектов в сфере инфраструктуры сосредоточена в руках 5-6 предпринимателей. В их число входит и Геннадий Тимченко, спонсировавший открывшийся в 1990-х клуб для дзюдоистов Ротенберга.
В будущем, пишет журналист, Россия сконцентрируется на вопросах строительства - и не только из-за грандиозных спортивных событий. Предстоит решить и такую «проблему века», как плохие российские дороги. «Неслучайно Путин объявил, что грядущее десятилетие будет эпохой большого строительства. На одно только дорожное строительство до 2020 года будет выделено до 500 млрд. евро», - говорится в материале.
«Алюминиевый барон Олег Дерипаска, один из ведущих игроков в строительном бизнесе, дал себя обойти приятелю Путина по занятиям дзюдо Аркадию Ротенбергу. А в последнее время все чаще говорят о 43-летнем дагестанском бизнесмене Зиявудине Магомедове, который недавно завершил реконструкцию Большого театра стоимостью более 500 млн. евро», - подчеркивает издание.
Между тем, очевидно, звание друга Путина не означает автоматически еще и звания «Лучший строитель». Так, в конце февраля многие СМИ сообщили о том, что один из самых громких российских инфраструктурных проектов, доверенных подконтрольным Геннадию Тимченко «Роснефтьбункеру» и «Невской трубной компании», а также «Новатэку - Усть-Луга» находится на грани провала. Морские причалы в порту Усть-Луга, которые строили компании друга Путина для государства, оказались под угрозой обрушения.
В итоге, морской терминал в порту в Ленинградской области не может принимать танкеры и отгружать нефть. Как ранее отмечал «Век», в привлечении груза на этот терминал нефтетрейдеру Геннадию Тимченко придется сделать невозможное: по мнению участников рынка, вряд ли кто-то из нефтяников захочет заключать долгосрочные контракты на отгрузку нефти с недостроенных и небезопасных причалов.
Причем, из-за нарушений в процессе строительства в России не только проваливаются причалы стратегических терминалов, но и рушатся некачественно изготовленные конструкции АЭС, а российские дороги до сих пор признаются чуть ли не самыми опасными в мире. Но переизбрание Владимира Путина на пост президента РФ, вероятней всего, означает, что госзаказами его ближайшее окружение будет обеспечено в полной мере.
По мнению аналитиков, безусловно, столь сомнительные истории успеха бизнесменов, особо приближенных к власти, инвестиционной привлекательности стране не добавляют. «Кроме того, такие партнеры не добавляют капитализации «Газпрому», из которого они, по сути, выводили по бросовым ценам активы», - сообщил «Веку» аналитик Дмитрий Голубовский.
«Любая монополия - путь к неэффективности, так как только конкурентные взаимоотношения создают условия для систематического улучшения качества работы, - заявил «Веку» независимый политолог Игорь Джадан. - Как показал опыт СССР, никакого более успешного способа заставить человека работать лучше, кроме материального поощрения за хорошую работу и материального же наказания - за плохую, человечество не придумало. Это касается не только рабочего за станком, но и руководителя предприятия и бизнесмена».
В случае с Ротенбергом и прочими, по мнению эксперта, они уверены, что их структуры получат государственные заказы в любом случае, вне зависимости от того, например, как строятся дороги и сколько они стоят. «Не важна цена и качество, когда Ротенберг - старый приятель высшего руководителя. Но, ребята, если у вас конкуренция замещена кумовством, не удивляйтесь, почему километр дороги в России стоит в разы дороже, чем в европейских странах, и при этом качество строительства хуже. И если вы не хотите в этом деле начать с самих себя, обеспечив равные условия политической конкуренции, то и в экономической жизни страну ожидает такая же железобетонная «стабильность», плавно переходящая в системный кризис», - подчеркивает Игорь Джадан.
В России действительно при всех властях и режимах почти безотказно действовал принцип «ну, как не порадеть родному человечку», отмечает директор НИИ проблем коррупции Сергей Сапронов. «Скажем, большевики, придя в 1917 году к власти, первым делом занялись расследованием огромной коррупционной аферы, которую родственники Николая II великие князья Алексей Александрович и Сергей Михайлович провернули на строительстве морской крепости Либава. Они, бесконтрольно «курируя» флот и сухопутную артиллерию, «освоили» на ее возведении десятки миллионов золотых рублей», - обратился эксперт к истории России.
«Насколько известно, к деятельности компаний Ротенберга формальных претензий нет, - заявил Сергей Сапронов «Веку». – Но, к сожалению, «кумовство» и сегодня является характерной приметой времени. Остается надеяться, что в рамках проекта «Путин 2.0.» может произойти расширение конкуренции внутри «ближнего бизнес-круга», в первую очередь, за счет компаний, которым могут симпатизировать члены окружения Дмитрия Медведева».