Государство хочет пересчитать интернет-пользователей

Сотрудники администрации президента и профильные чиновники обсуждают идею создания единой государственной системы учета просмотра контента и показа рекламы в Рунете. Представители власти уже консультировались по этому вопросу с несколькими крупнейшими медиакомпаниями – телевизионными холдингами и интернет-площадками.

Факт подобных обсуждений подтвердили сотрудники трех медиакомпаний, которые участвовали в таких обсуждениях. Как отмечают источники, пожелавшие сохранить анонимность, конкретной концепции интернет-учета пока нет, обсуждаются различные варианты работы данной системы, а также то, какие данные следует собирать. В качестве аналогов приводится система измерений ТВ-аудитории, которую используют все отечественные телеканалы, а также госсистема учета кинобилетов, в которую передают данные кинотеатры.

Система интернет-учета будет ориентирована в первую очередь на учет данных по сериалам и шоу, которые все чаще размещают в Интернете отечественные телеканалы. Еще одна потенциальная задача единой госсистемы — отслеживание онлайн-рекламы для налогообложения. ФАС с помощью данного счетчика сможет собирать данные о рекламных доходах интернет-компаний.

Сбор данных об интернет-аудитории также призван решить управленческие задачи властей. Государство хочет иметь четкое представление о том, что россияне чаще всего смотрят в Сети, а также какие интернет-площадки оказывают наибольшее влияние на мнение общественности.

Реклама на веке

По словам замминистра связи Алексея Волина, в универсальной и прозрачной системе оценки интернет-аудитории заинтересованы и рекламодатели, и производители контента. По его мнению, единый счетчик должен присутствовать на любом сайте, зарабатывающем на рекламе или продаже контента.

В настоящее время учет данных о пользователях и аудитории на ТВ ведет аналитическая компания Mediascope (с 2016 года контролируется государственным ВЦИОМ. О ее использовании давно договорились как сами каналы, так и рекламодатели. Также компания ведет статистику по пользователям Рунета и аудитории крупнейших площадок. Однако, размещая баннеры и ролики в Сети, рекламодатели зачастую используют данные самих площадок или специальных интернет-счетчиков.

Эти данные, как отмечает глава Роскомнадзора Александр Жаров, являются разрозненными и непроверяемыми. Власти такая разрозненная информация об интернет-аудитории не устраивает.

Кроме того, онлайн-площадки и интернет-компании крайне неохотно делятся собранной информацией о пользователях, поскольку от объема данных напрямую зависит стоимость их услуг. Кроме того, компании не хотят раскрывать данные из-за опасений утечек.

Запуск единой системы повлечет массу сложностей, отмечают эксперты. Одной из основных проблем называется вероятное нежелание самих интернет-компаний устанавливать такой счетчик. В связи с этим обсуждается вариант передачи компаниями данных в централизованную систему. Каким бы ни оказалось решение, убеждены эксперты, идея госсчетчика придется не по душе интернет-бизнесу.

Чиновники, впрочем, полны энтузиазма. Они уверены в том, что необходимо убедить хотя бы нескольких крупных игроков данного рынка установить счетчик. Это сделает систему «золотым стандартом» индустрии, каковым являются данные Mediascope для телевидения. Площадки, которые от него откажутся, попросту начнут терять рекламодателей, полагают представители власти.

Реклама на веке
Рейс МН17: Малайзия хочет объективности Российские НПЗ могут получить дополнительные льготы