Соответствующее предложение на днях было направлено российскому вице-премьеру Игорю Сечину и президенту ОСК Владимиру Пахомову.
Вступление «Красных баррикад» в судостроительную корпорацию, по мнению Ильичева, должно помочь компании и, соответственно, самому Ильичеву (по неофициальной информации именно он и контролирует предприятие) избежать «недружественного поглощения завода конкурентами». «С 2003 года мы отбили несколько рейдерских атак, но сейчас, в условиях кризиса, бороться с ними становится все труднее», - цитирует «Коммерсант» письмо Ильичева, направленное в правительство и ОСК.
Под конкурентами гендиректор «Красных баррикад» подразумевает группу «Каспийская энергия» (до августа 2008 года называлась «РР-Морские нефтегазовые проекты»). «Каспийская энергия», по различным данным, сейчас владеет примерно 17% акций «Красных баррикад». С 2003 года эта компания скупает акции судостроительного завода у работников предприятия. Однако планам получить контроль над заводом всячески противодействует менеджмент «Красных баррикад» во главе с Ильичевым.
Так, в мае прошлого года Александру Ильичеву удалось провести внеочередное собрание акционеров, на котором участники проголосовали за увеличение уставного капитала «Красных баррикад» и дополнительную эмиссию акций. При этом часть представителей «Каспийской энергии» (которая, кстати, является крупнейшим миноритарием «Красных баррикад») на собрание акционеров фактически не пустили под предлогом того, что они не успели зарегистрироваться до начала работы. Не прошел регистрацию и гендиректор «Каспийской энергии» Илья Кокарев. В итоге допэмиссия была проведена – акции было предложено разместить путем закрытой подписки между кипрской Blackstead Holdings ltd. и итальянской Rosetti Marino.
Однако, в «Каспийской энергии» посчитали, что решение о регистрации допэмиссии сопровождалось массой нарушений Закона «Об акционерных обществах», целью которых было исключение из совета директоров представителей «Каспийской энергии». Правоту представителей этой компании позже подтвердил и Арбитражный Поволжский суд, который признал это решение недействительным.
Но тогда, год назад, гендиректор «Красных баррикад» Александр Ильичев убедил совет директоров в том, что допэмиссия позволит привлечь деньги кипрских и итальянских инвесторов, в результате чего предприятие сможет начать масштабную программу по строительству танкеров для перевозки нефти по Каспию.
Однако, финансовое положение «Красных баррикад» продолжало ухудшаться. В конце июля прошлого года (то есть, когда грядущий финансовый кризис в России еще не предсказывал ни один экономист) работники двух цехов «Красных баррикад» объявили забастовку из-за невыплаты зарплаты. На начало августа задержка составила 3 месяца, а последний расчет с сотрудниками был произведен только в размере половины заработка, начисленного за апрель 2008 года. За май предприятие смогло рассчитаться с рабочими только 6 августа.
Кризис еще более усугубил финансовое положение «Красных баррикад». На заседании специальной комиссии под руководством и.о. губернатора Астраханской области Константина Маркелова «Красные баррикады» были названы крупнейшим в области неплательщиком зарплаты - с октября 2008 года по январь 2009 года долг перед рабочими составил 15 млн. рублей.
А по данным бухгалтерского баланса, предоставленного «Красными баррикадами» в УФНС, прибыль завода в 2008 году составила всего 4 млн. рублей против публично объявленных 140 млн. Но даже с такими показателями годового баланса менеджмент предприятия ухитрился в марте 2009 года получить от правительства Астраханской области гарантии на кредит в размере 210 млн. рублей. Только благодаря этой помощи предприятие получило возможность сохранить более 1,5 тыс. рабочих мест и начать выполнять заказ на строительство судов для малазийской компании.
Получив помощь от государства, менеджмент «Красных баррикад», видимо, решил, что собственные просчеты можно будет всегда компенсировать за счет регионального или государственного бюджета. Однако, анонсируя возможное вступление ОАО «Красные баррикады» в ОСК путем регистрации допэмиссии в пользу государства, руководители завода почему-то не упомянули о уже рассматриваемой в настоящее время ФСФР заявке о регистрации допэмиссии в пользу Blackstead Holdings Ltd . и Rossetti Marino. По запросу астраханских СМИ пресс-секретарь «Баррикад» Виктор Николаев подтвердил информацию, что заявка до сих пор находится на рассмотрении и бенефициары не менялись.
Но, к счастью, чиновники все таки научились считать государственные деньги и не спешат раздавать их всем направо и налево. Источник «Коммерсанта» в ОСК заявил изданию, что пока не может точно сказать, насколько государству интересен судостроительный завод. Сначала надо провести оценку финансового состояния «Красных баррикад» а уже потом принимать решение, пояснил он, напомнив, что уже сейчас у некоторых переданных в ОСК активов долг составляет около 20 млрд. рублей.
Комментируя «Веку» намерения судостроительного предприятия войти в ОСК, генеральный директор Группы «Каспийская Энергия» Илья Кокарев сказал, что оценивать перспективы включения ОАО «Красные баррикады» в госкорпорацию достаточно сложно, так как прецедентов включения в ОСК предприятий со 100-процентным частным капиталом пока не было. «Все входящие сегодня в структуру ОСК верфи изначально имели госпакеты. Количество и текущее экономическое положение таких предприятий, очевидно, предполагают приоритет при оказании господдержки», - напомнил он.
Тем не менее, по словам Ильи Кокарева, его компания на правах одного из крупнейших акционеров «Красных баррикад» готова рассматривать и обсуждать допэмиссию завода, как и любое другое акционерное решение. «Однако такая возможность у нас будет в случае, если процесс будет идти в рамках соблюдения закона «Об акционерных обществах». Надеемся, что так оно и будет. На сегодня мы владеем около 20% акций «Красных баррикад». И на правах крупнейшего миноритария хотим участвовать в управлении предприятием. Нынешняя политика руководства завода, ориентированная на скрытие данных бухгалтерских балансов, предоставлении недостоверной информации в годовых отчетах и нарушении законодательства только усиливают в нас это желание», - заявил он.