Граф Резанов застыл в граните

Накануне исполнилось 75 лет со дня рождения народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии РФ Николая Караченцова, на счету которого более 140 работ в кино и десятки ролей в театре. Вчера на Троекуровском кладбище в Москве актеру был открыт памятник.

Уже год как Николая Караченцова нет с нами. Уход в 2018-м, накануне своего дня рождения, после 13 лет борьбы с последствиями страшной автокатастрофы, стал настоящей трагедией для миллионов почитателей его таланта.

Главная роль

Реклама на веке

Напомним, что и графа Резанова, роль которого Караченцов сыграл в рок-опере «Юнона и Авось», и самого актера звали Николаем Петровичем. Случайное совпадение? Думается, что нет. Заключительная сцена легендарной постановки Марка Захарова в «Ленкоме» и стала основой памятника актеру.

Премьера «Юноны и Авось», которая прошла 9 июня 1981 года с Караченцовым в главной роли, стала для «Ленкома» эпохальным событием. Николай Петров*ич пришел в театр еще в 60-х годах, а с началом следующего десятилетия наступил его звездный час. Работа Караченцова в спектакле «Тиль» по пьесе Горина — шедевр российской сцены. Блестящи и его кинороли в «Старшем сыне», «Собаке на сене», «Приключениях Электроника». Но все же самая знаковая работа Караченцова - это «Юнона и Авось». Поэтому его герой граф Резанов теперь навечно застыл в граните у могилы актера. Монумент отображает заключительную сцену, когда коленопреклоненный граф, умирая, молится, прося у людей прощения, что не смог выполнить все обещанное своей Родине.

Граф Резанов застыл в граните

Фото: www.tass.ru

«Множество людей принимало участие в создании памятника. Три месяца вынашивалась эта задумка, — сказала вдова Караченцова Людмила Поргина. — Нам хотелось поставить памятник не просто актеру, но и человеку, достигавшему таких эмоциональных высот, которые редко кому доступны. Поэтому — «Юнона». Другие спектакли или образы даже не обсуждались. Николай очень любил этот спектакль, гастролировал с ним по всему миру. Создатели памятника стремились передать мощь его эмоционального напряжения с одной стороны и нежность, благородство — с другой. Теперь в камне это смотрится сильно, ярко, изящно. Была идея сделать фигуру из бронзы, но в металле не получилось передать эмоции на лице. Пробовали и мрамор, но тоже ничего не выходило.

А вот в черном граните все задуманное получилось. Хочется, чтобы люди, приходящие к Коле на могилу, сразу осознавали, что это он перед ними в камне, но с сердцем не каменным. А уходя они, без сомнения, будут произносить слова из его «Юноны»: «Мы тебя никогда не забудем».

В детстве он мечтал о балете

Отец Караченцова был известным художником, мать - балетмейстером. И Николай с детства мечтал заниматься балетом. Уже старшеклассником он внес коррективы в свои планы, решив посвятить себя театру. Родителей такая направленность в поисках себя вполне устраивала.

С юношеских лет Николай находился в артистической среде. Во время школьных каникул его ближайшими соседями по даче были семейства величайших артистов того времени — Чиркова и Царева.

В своих воспоминаниях он как-то признался, что учиться хотел исключительно в Школе-студии МХАТ, лучшем на тот момент, по словам его родителей, учебном заведении этого профиля. Но осуществить эту мечту оказалось не так-то просто. Один месяц Караченцову пришлось быть вольным студентом — без зачисления. Но позднее учеба наладилась и вот уже он как отличник стал получать солидную «Качаловскую стипендию». Выпускался он уже с красным дипломом.

А потом снова была учеба. По словам Караченцова, она началась с приходом к Марку Захарову в «Ленком». Сам великий режиссер вспоминал, что после блестящего успеха в постановке «Тиля» Караченцов сразу полюбился зрителям. Как-то после спектакля Захаров обнаружил, что из висящей в фойе афиши был вырезан портрет Караченцова. Он догадался, что кражу совершили поклонницы, но не стал требовать найти и взять на карандаш виновниц этого безобразия, а просто сказал: «Наш Николай Петрович становится знаменитым. Здорово!»

К несомненным своим творческим успехам сам Караченцов относил и удачную, по его словам, женитьбу в 1975 году на актрисе Людмиле Поргиной, с которой он прожил более 40 лет, вплоть до последних своих дней. В 1978 году у счастливой пары родился сын Андрей. Он сегодня — успешный адвокат.

Автокатастрофа

Трагической вехой в жизни известного семейства стала метельная ночь 28 февраля 2005 года, когда автомобиль, которым управлял Караченцов, на совершенно обледеневшем участке Мичуринского проспекта попал в жуткую аварию. Говорят, что Николай Петрович, возвращаясь с дачи, сильно спешил, превышал скорость. Он бы в шоке, узнав о том, что скоропостижно скончалась его теща Надежда Степановна.

Караченцов получил серьезную черепно-мозговую травму. Его доставили в ближайшую больницу и сразу же сделали операцию. Позднее Караченцова перевезли в «Склиф», где он 26 дней находился в коме.

В дальнейшем предстояла борьба за его жизнь и восстановление, которая шла с переменным успехом 13 лет. 26 октября 2018 года мы его все же потеряли. Но Караченцов остался в наших сердцах. И мы, уж точно, его никогда не забудем...

*
Петров Николай Владимирович внесен Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
Реклама на веке
"Сухой" поставит норвежской авиакомпании 40 самолетов SSJ-100 В зависимости от расстояния: стала известна стоимость проезда по новой трассе «Москва - Санкт-Петербург»