Это мероприятие, наряду с Олимпиадой в Сочи, уже прочно заняло место в народном фольклоре — и как пример безумного расточительства и откровенного воровства, и как предчувствие грядущего позора: многие эксперты уверяют, что все необходимые объекты к саммиту построить просто не успеют. Думается, что подобные слухи дошли и до президента, который на прошлой неделе проинспектировал Приморский край и дал предупредительный нагоняй тем, кто отвечает за имиджевую стройку.
Тема: остров Русский — они его построят, они приедут, а дальше что?
1. Краткое содержание:
Многие были удивлены, когда в 2007 году президент Владимир Путин объявил, что саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 2012 года пройдет на пустующем незастроенном острове Русский. <…> Учитывая масштабность работ, начатых на острове, а также строительные нормы, с учетом которых они ведутся, мы считаем, что строительство на острове будет закончено к встрече лидеров стран АТЭС осенью 2012 года. <…>
Они его построят, они приедут
2. Остров Русский имел статус закрытой военной территории, служившей излюбленным местом для походов и пикников в летнее время года и подледного лова рыбы зимой. После того как было объявлено, что саммит АТЭС 2012 года пройдет на острове Русский, многие высказывали опасения, связанные со стоимостью проекта, поскольку на острове отсутствует инфраструктура. Для проведения встречи представителей стран АТЭС строительство должно было быть начато с нулевого уровня. Но острове не было ни воды, ни электричества. Имеющиеся гравийные неасфальтированные дороги местами настолько опасны и непроходимы, что один раз мы не смогли проехать и были вынуждены вернуться.
3. В ходе поездки по острову на автомобиле мы были поражены сохранившейся архитектурной красотой кирпичных и каменных зданий, возведенных еще в эпоху царизма. На острове также есть несколько малопривлекательных многоквартирных домов из цементных панелей, построенных для семей офицеров в советское время. Здесь также расположены два форта и несколько крупных артиллерийских батарей, свидетельствующих о важной роли острова, которую он играл в ходе обороны Владивостока в Первой мировой войне. Президент России и губернатор Приморского края Дарькин отстроили себе здесь внушительного размера дачи. На острове нет культурно-бытовых объектов, магазинов, бензозаправочных станций, ресторанов. За покупками немногочисленные местные жители ездят во Владивосток на пароме.
4. Строительство не прекращается даже в морозную погоду (-20 C) и уже существенно продвинулось. Сотни гектаров леса вырублены, а подготовительные работы на стройплощадке близятся к завершению. <…> Нам не удалось увидеть сооружения для минимизации воздействия эрозии на окружающую среду, что вызывает беспокойство в отношении защиты акватории моря вокруг острова. Завершено строительство дорог, соединяющих строительные площадки с портом, некоторые из них даже закатаны асфальтом. В России в качестве основания дорожного покрытия обычно используется слой смеси низкокачественного сланца, камня и грунта. Осадка основания не производится, непосредственно на него укладывается тонкий слой гравия, после чего укладывается асфальтовое покрытие.
5. В основном подрядчик использует простые технологии возведения зданий. <…> Такие конструкции по большей части используются для строительства паркингов и торговых центров, они применялись при постройке торговых центров «Твой дом» и «Крокус Сити», а также Международного выставочного центра «Крокус Экспо»; владелец и управляющий этих объектов в Москве — миллиардер Арас Агаларов, президент группы компаний «Крокус» и генеральный подрядчик проекта развития острова Русский. В отделке фасадов сооружений будут использованы стекло, керамическая плитка, металл и панели остекления, что позволит реализовать различные архитектурные решения внешнего вида зданий, в основе представляющие собой неинтересные стандартные прямоугольные блочные конструкции. <…>
6. Большая часть многотысячной армии рабочих — выходцы из Средней Азии, хотя нам говорили, что на стройке представлена широкая палитра национальностей, есть даже мексиканцы. На острове развернуты несколько лагерей для проживания рабочих. На стройплощадку и обратно их отвозят на автобусах с московскими номерными знаками «199 RUS». По-видимому, они зарегистрированы на московского генерального подрядчика — компанию «Крокус».
7. Работы по сооружению двух огромных мостов, соединяющих остров с материковой частью, идут полным ходом. Поскольку мосты — самая важная составляющая проекта (и самая дорогая, с бюджетом 1,5 миллиона долларов США), все считают, что они возводятся по международным стандартам. Так как надежность и качество имеют приоритетное значение в строительстве мостов, выдержать сроки и успеть к саммиту АТЭС здесь будет непросто. Генеральный подрядчик этой части проекта — компания из Уссурийска, ранее мосты не создававшая. Мы выяснили, что песок для монолитных цементных ферм доставляют морем из Северной Кореи.
8. Хотя успехи в строительстве объектов на острове значительны, очевидно, что самое важное здесь — скорость, а вопросами охраны окружающей среды, архитектурной эстетикой и, возможно, качеством придется пожертвовать ради того, чтобы выдержать жесткие сроки.
А дальше что?
9. Саммит АТЭС 2012 года призван стать центральным событием в рамках Программы развития Дальнего Востока, в которую включено и развитие Дальневосточного региона России (ДВР). Федеральным бюджетом на различные проекты, связанные с подготовкой саммита АТЭС, выделено около 10 миллиардов долларов США. По мнению одного оптимистично настроенного экономиста, специалиста по муниципальному и региональному стратегическому планированию, капиталовложения частного сектора составят такую же сумму. Водители такси, с которыми я разговаривал во Владивостоке, придерживаются более пессимистичной точки зрения, считая, что проект не привлечет частных инвестиций, а больше половины 10 миллиардов долларов, отведенных Правительством РФ, будут разворованы. Говорят также, что семь процентов от стоимости всех контрактов будут перенаправлены администрации президента, а весь проект был затеян с целью сокрытия хищения государственных средств.
10. В рамках проекта АТЭС на острове Русский планируется построить учебные корпуса Дальневосточного федерального университета (ДФУ), который объединит все университеты Приморского края. Студенты университета серьезно обеспокоены неудобным местоположением вуза. <…> Ходят разговоры об инвестиционном проекте по созданию на острове Русский бизнес-инкубаторов для наукоемких предприятий на начальном этапе развития. Несмотря на то что недавно утвержденный федеральный план развития ДФУ на период до 2025 года включительно подчеркивает необходимость переориентировать экономику региона на коммерческое применение инновационных технологий; широко распространены сомнения в том, что край сможет конкурировать в технологической сфере со своими азиатскими соседями.
11. Если задуманное будет претворено в жизнь, в результате подготовки к саммиту АТЭС в 2012 году Приморский край получит остров с развитой инфраструктурой, новые мосты, модернизированную систему пассажироперевозок, реконструированный аэропорт, оперный театр, «океанариум», спортивный стадион и широкомасштабное благоустройство столицы. Для жителей Владивостока останется система водоочистительных сооружений, во многие районы будет проведен газ, а из центральной части города уберут нефтяные танкеры. Однако самым важным остается вопрос о том, примет ли Россия решение быть открытой для бизнеса и доведет ли до сведения своих соседей, что она поддерживает новые инвестиционные проекты и совместные предприятия. Такая «модернизация» может привлечь значительно больше иностранных капиталовложений, чем все блестящие новые проекты, вместе взятые.