Рост рынка электрокаров до $57 трлн к 2050 году порождает очаги напряженности

Исторический переход от двигателя внутреннего сгорания к электрокарам создает очаги напряженности в самых неожиданных уголках мира. И это только начало.

В богатых ресурсами регионах Канады «зеленые» цели сталкиваются между собой: выдавать разрешения на добычу критически важного минерального сырья мешают опасения насчет ущерба окружающей среде. В Таиланде, одном из центров азиатского автомобилестроения, японские компании вытесняются китайскими. В Мексике западные автоконцерны наращивают производственные мощности, а китайские компании увеличивают продажи местным покупателям. Сейчас Китай с большим отрывом лидирует в гонке за лидерство в сфере электрокаров: он выпускает более 80% аккумуляторов и уверенно лидирует в производстве других компонентов.

Президент США Джо Байден хочет изменить это и направляет миллиарды долларов на то, чтобы мотивировать бизнес перенести производственные мощности в США. ЕС играет роль догоняющего, начав расследование в отношении китайских производителей, которые ставят под угрозу европейские рабочие места. Более мелкие экономики оказываются либо бенефициарами противостояния между крупными игроками, получая инвестиции и преференции от Китая или США, либо теряют свой автопром, так как их устаревшие производственные мощности теряют востребованность, а денег на модернизацию взять неоткуда. Ставки в этой гонке крайне высоки: по прогнозу Bloomberg, размер рынка электрокаров достигнет $8,8 трлн к 2030 году и $57 трлн к 2050-му.

По улицам Мехико разъезжают электрические такси китайского производства от BYD Co. и Anhui Jianghuai Automobile Group Co., а троллейбусы город купил у компаний Yutong и Zhongtong. В то же время Мексика – один из главных бенефициаров налоговых льгот на покупку произведенных в Северной Америке электрокаров. General Motors СО., BMW AG, Ford Motor Co., Stellantis NV и Kia Corp. объявили о планах по экспансии в Мексику, чтобы получить преимущества этих льгот. Огромный завод в стране планирует построить Tesla Inc. Но, если западные автопроизводители готовятся продавать свои машины на американском рынке, китайские производители решили наращивать свои продажи мексиканцам. Мексика в первые пять месяцев текущего года стала вторым по величине импортером китайских авто после РФ и заняла первое место в прошлом году. Хотя большая часть этих автомобилей пока имеют бензиновые двигатели, доля электрокаров среди них быстро растет. Китай не просто так инвестирует в Мексику – таким образом он рассчитывает обойти пошлины и подобраться к американскому рынку.

Реклама на веке

BYD планирует построить в латиноамериканской стране свой завод, а JAC, крупнейший продавец электрокаров на мексиканском рынке, планирует расширение уже действующего предприятия. По мере появления в Мексике заводов западных компаний ситуация на местном рынке может измениться. Возможно, поэтому ни США, ни Мексика на данный момент не высказывали опасений по поводу роста китайских продаж в стране. Однако это не значит, что опасений нет: в августе мексиканское правительство втихую лишило китайскую Gangfeng Lithium Group Co. девяти концессий на добычу лития. В следующем году, когда и в Мексике, и в США пройдут президентские выборы, проблема китайской экспансии на мексиканский рынок электрокаров может стать более острой.

Реклама на веке
ИИ научился писать, петь и играть: а сможет ли он стать звездой? PlayStation Portal распродан через два дня после запуска