Скорее всего, в России все же будут созданы две грузовые железнодорожные компании, а не одна, как настаивал г-н Якунин. Во-вторых, группа Промышленные инвесторы (ПИ), возглавляемая бизнесменом, а в прошлом министром Сергеем Генераловым, заканчивает покупку частного железнодорожного оператора Трансгарант. Эти два, в общем-то не связанные между собой события между тем могут иметь общие корни. Ряд аналитиков полагает, что ПИ может в дальнейшем стать партнером РЖД по созданию трансконтейнерного железнодорожного холдинга.
Напомним, что еще в прошлом году Генералов через ДВМП выкупил половину Трансгаранта у его менеджмента во главе с Сергеем Гущиным. ДВМП - крупнейший в России морской перевозчик контейнеров (39-й в мире). Флот состоит из 80 судов дедвейтом более 1 млн т, включая рефрижераторные суда, ледоколы и проч. Выручка за 2005 г. по МСФО - $541,4 млн, EBITDA - $86,2 млн, прибыль - $11,1 млн. Около 82% ДВМП контролирует группа Промышленные инвесторы Сергея Генералова. Остальные распылены среди инвестфондов и физлиц. Капитализация - $460 млн. ООО Фирма Трансгарант входит в десятку крупнейших железнодорожных операторов страны, эксплуатирует свыше 12 000 вагонов (70% из них в собственности). Возит руду, металлы, нефтепродукты и проч. Выручка за 2005 г. по МСФО - около $138 млн, EBITDA - $29 млн, прибыль около $9 млн.
Сегодня же в прессе, со ссылкой на г-на Генералова и гендиректора Трансгаранта Сергея Гущина, прошла информация о том, что покупка оставшихся 50% этой компании должна быть оформлена уже на следующей неделе. Эту информацию подтвердил Веку директор по маркетингу и развитию общественных связей группы Промышленные инвесторы Олег Румянцев.
Собственно, Проминвесторы и раньше не скрывали, что создают интермодальный транспортный холдинг на базе Дальневосточного морского пароходства. Весь прошлый год шли переговоры о покупке у депутата Южилина принадлежащей ему Национальной контейнерной компании (НКК), впрочем, как говорилось в официальных источниках, сделка не состоялась. Однако, как следует из письма, направленного в редакцию Века Олегом Румянцевым, позднее ДВМП, основным акционерам которой являются Промышленные инвесторы, во всех контейнерных терминалах на Балтике и Черном море, входивших ранее в НКК, стала владеть теми же долями, что и группа First Quantum (собственники - В.Южилин и партнеры), т.е. владеть и управлять ими на паритетной основе.
Впрочем, как пояснил обозревателю Века г-н Румянцев, НКК является управляющей компанией, где в настоящее время половина активов принадлежит структурам, в которые входят Проминвесторы, а другая половина - компаниям, близким к г-ну Южилину. Такая же схема собственности (50/50) реализована в терминалах, управляемых НКК.
Таким образом, Проминвесторы и близкие к ним структуры на сегодняшний день владеют 6 крупнейшими терминалами на территории России.
Кроме того, РЖД также отметилась в прошлом году и созданием транспортных и грузовых компаний. Так, монополист совместно со структурами, близкими к бизнесмену Искандеру Махмудову, учредил корпорацию по перевозке автомобилей. Вместе с тем, из компании, возглавляемой Якуниным, отделилась рефрижераторная дочка Рефсервис. Также РЖД активно лоббировала появление грузовой железнодорожной компании. Именно последнее предложение монополиста вызвало резкую критику со стороны Минтранса. По мнению ведомства г-на Левитина, появление грузовой компании только усилит монополизацию рынка, поэтому было предложено создание двух, а не одной грузовых структур.
Перепалки между подчиненными Якунина и Левитина привели к тому, что РЖД согласилась с появлением большего числа грузовых перевозчиков. Более того, по заявлению руководителя естественной монополии, они готовы пустить в проект частных инвесторов. Все это происходило на фоне заявлений РЖД о приобретении активов в российских портах. При этом назывались такие морские транспортные узлы, как Новороссийский и Усть-Лужский.
Учитывая все вышеизложенное, вполне логично было бы предположить, что РЖД выгодно создать совместно с Проминвесторами крупнейший трансконтейнерный холдинг. Так, Генералов, владеющий большим количеством морских терминалов и ДВМП, мог бы предоставить монополисту их в пользование. РЖД, со своей стороны, дала бы бизнесмену такую инфраструктуру, о которой любой российский предприниматель мог бы только мечтать.
Впрочем, Олег Румянцев полагает, что подобная схема будет вряд ли реализована, так как у Проминвесторов и РЖД есть совместный контейнерный проект под названием Русская Тройка, где реализуются программы по транспортировке грузов.
Однако, Русская тройка не столь высокая цель, к которой может стремиться РЖД. Ведь монополист, по сути, ведет борьбу за полный контроль над рынком грузовых перевозок. При реализации идеи привлечения стороннего капитала компания, возглавляемая Владимиром Якуниным, получила бы косвенную индульгенцию от Минтранса, выполнив его условия о демонополизации рынка грузовых перевозок, так как в него войдет частный инвестор.
Как сказал обозревателю Века аналитик ИК Финам Владислав Кочетков, версии о создании Проминвесторами совместно с РЖД глобального холдинга исключать нельзя. Ведь Генералов последовательно скупает контейнерные терминалы. Это достаточно интересный бизнес, который был бы также интересен монополисту в плане создания вертикальной цепочки. Возможно, что РЖД выкупит какую-то долю в бизнесе у Генералова либо совместно с ним создаст СП на условиях обмена активами. А, учитывая, что Генералов занимается помимо контейнерного и другими видами бизнеса, то, возможно, он продаст РЖД логистическую часть своего холдинга, чтобы вложить деньги в другие проекты. Хотя и для него, и для РЖД было бы интересно создание СП.
С Кочетковым согласен и Начальник аналитического отдела ИК Баррель Андрей Зорин. Как сообщил эксперт Веку, цель ДВМП - стать монополистом на рынке контейнерных перевозок, и, конечно же, союз с РЖД сулит большие возможности. Создание двух равных по количеству вагонов грузовых операторов по схеме Минтранса должно привести к большей конкуренции в этой области деятельности. Один оператор, по замыслу Минтранса, будет государственным, а другой будет принадлежать РЖД и, видимо, РЖД выделит этот оператор, затем проведет его IPO. На стадии проведения IPO оператора возможно его объединение с ДВМП с целью создания более крупной компании с гораздо большим спектром услуг. Для ДВМП это выгодно, так как объединение с одним из двух равных операторов сделает объединенную компанию лидером на российском рынке, но, конечно, все зависит от доли ДВМП в новой объединенной компании.
Впрочем, по сути, это мало что изменит. Ведь даже при таком раскладе государство вместо одного монополиста в виде РЖД получит еще одного, только под другим названием. То есть если раньше наблюдалась тенденция деления компании на различные подведомственные ему дочки, то сейчас, возможно, будет реализовываться другая РЖД и партнеры.