«Это глупость - то, что вы говорите», - заявил Ишаев в ответ на вопрос журналистов, может ли он повторить судьбу бывшего министра регионального развития Игоря Говоруна, который покинул министерство после публичной «выволочки» от Путина.
«Я думаю, что президент абсолютно правильно сказал, покритиковал. Он дал нам механизм в руки требовать от других как можно быстрее решение этих вопросов», - сказал министр.
Напомним, Владимир Путин на заседании госсовета 29 ноября заявил, что Минвостокразвития пока «не оправдало своего предназначения»: ресурсы, выделяемые на развитие региона, «размываются», а утвержденные планы остаются «на бумаге». Президент отметил, что федеральные целевые программы, которые реализуются на восточных территориях, только с 13 ноября были переданы от Минрегиона под контроль этого министерства, возглавляемого его полпредом в Дальневосточном округе Виктором Ишаевым. «В результате мы имеем размывание ответственности и провалы в работе», - подчеркнул президент.
Глава государства даже выразил готовность вернуться к вопросу о создании госкорпорации по развитию Дальнего Востока, которая контролировала бы денежные потоки региона и направляла бы их на развитие экономики.
Однако Виктор Ишаев убежден, госкорпорация - это хозяйствующий субъект, а министерство - это «система управления», и корпорация «не может принимать решение, обязательное для других». Министр сообщил, что экономика Дальнего Востока теряет около 300 млрд. рублей в год из-за «беспорядка и коррупции». «Что-то недоосвоено, не выполнены лицензии, что-то уведено в сторону, разница в таможне», - сказал Ишаев на заседании президиума Госсовета.
«Опять вы будете работать пять лет. Давайте законы-то, проект давайте! - потребовал президент. - Призываю вас это сделать как можно быстрее для того, чтобы нам не ссориться в нашем кругу, не делать все из-под палки, чтобы не прибегать к каким-то санкциям, к санкционным мерам».
Путин напомнил: правительство должно было разработать новые содержательные предложения для госпрограммы социально-экономического развития Дальнего Востока до 2025 года и представить их до 1 июля (этого года). «Это поручение до сих пор не исполнено», - заметил глава государства.
По его мнению, крайне важным фактором для развития Дальнего Востока является создание привлекательных и комфортных условий для жизни и работы людей. «Нужно развивать ипотечные программы, безвозмездно выделять землю для строительства малоэтажного жилья, соблюдать графики ввода в эксплуатацию новых школ, детских садов, стадионов и других социальных объектов. Эти меры помогут переломить негативные демографические тенденции, привлечь в регион квалифицированных молодых специалистов», - заявил Путин.
Он также сообщил, что капитал Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона («дочка» Внешэкономбанка) может быть в дальнейшем увеличен до 100 миллиардов рублей. «Мы уже приняли решение по докапитализации уставного капитала фонда в размере 15 миллиардов рублей, будем анализировать его работу и, если фонд покажет свою эффективность, продолжим пополнять его капитал, чтобы в конечном счете он достиг 100 миллиардов рублей», - заявил глава государства.
Кроме того, президент предложил установить нулевую ставку федеральной части налога на прибыль в первые 10 лет работы вновь создаваемых производств - так называемых грин-филдов на Дальнем Востоке и в Забайкалье. «Речь должна идти о промышленных предприятиях с объемом инвестиций не менее 500 миллионов рублей», - заявил Путин.
Министерство по развитию Дальнего Востока было образовано в мае 2012 года в рамках реформы правительства. При этом ранее чиновники всерьез рассматривали возможность создания госкорпорации на Дальнем Востоке - эта идея была предложена прежним главой МЧС Сергеем Шойгу. Считалось, что именно он и возглавит новую структуру, но судьба Шойгу сложилась иначе. Госкорпорация также не была создана, функции по развитию Дальнего Востока передали специально созданному министерству.
Между тем, некоторые эксперты выражают опасения возможными перспективами дальневосточного региона. «У меня крайнюю тревогу вызывает все большее огосударствление экономики РФ, - заявил «Веку» ведущий аналитик ФГ Калита-Финанс Алексей Вязовский. - Если в 2003-м году доля госсектора была на уровне 20%, то к концу этого года она превысит 50%. Заменять частную инициативу чиновниками - порочный путь по той простой причине, что у чиновников нет мотивации развивать новые проекты, территории. А налоговые преференции (по налогу на прибыль и прочее) вполне в условиях нашей чудовищной коррупции могут обернуться масштабными злоупотреблениями. У нас Северный Кавказ называют «черной дырой» экономики. Хотим ли мы, чтобы такой же «черной дырой» стал Дальний Восток? Думаю, это риторический вопрос».
По мнению ректора УЦ «Финам», кандидата экономических наук Ярослава Кабакова, в этой ситуации есть несколько проблем. «Во-первых, министерство, базирующееся в Москве, за тысячи километров и 5-8 часовых поясов от региона, непосредственными процессами в котором оно вынуждено управлять, сталкивается с теми же проблемами обратной связи, которые стояли и перед Минрегионразвития, у которого этот регион выпадал из поля зрения просто в силу того, что отслеживать процессы в нем и оперативно на них реагировать было сложно», - пояснил эксперт «Веку».
Другая проблема, по словам Кабакова, состоит в том, что функции двух министерств отчасти пересекаются, также как они пересекаются и с функциями других министерств и ведомств, чьи полномочия в их сферах также распространяются на Дальний Восток, а также с функциями и полномочиями глав федеральных округов и субъектов Федерации. «Если за какой-то процесс отвечают двое, значит, не отвечает никто. В силу этого вообще сочетание в одной системе двух принципов раздела компетенций - территориального и отраслевого, вызывает всегда массу проблем. Передача функций развития региона госкорпорации - это попытка вывести эту задачу из административной вертикали. Кроме того, госкорпорация, в отличие от министерства, должна сама оплачивать свои расходы и стремиться к получению прибыли. С учетом сложности контроля это может теоретически обеспечить лучший контроль над средствами, снизить коррупцию, повысить эффективность использования средств», - полагает экономист.
Нельзя сказать, что инвесторы на Дальний Восток не спешат, отмечает Кабаков. Они не спешат в Россию вообще, и для этого есть масса причин, в том числе географических и климатических. «Но что касается Дальнего Востока, то его проблемы в слабом развитии инфраструктуры, низкой плотности населения, осложняющей кадровые вопросы и сбыт, суровом и непостоянном климате, что повышает риски и издержки. В то же время регион имеет богатые природные ресурсы и близок к Юго-Восточной Азии, что делает его перспективным в качестве объекта приложения государственных программ развития», - подчеркивает эксперт.