18+
  1. Как АУкнулось, так и откликнется...

Как АУкнулось, так и откликнется...

По сути дела, речь идет о создании нового типа государственного или муниципального учреждения, который дает возможность его руководителю, не таясь, зарабатывать деньги, тем самым спасая от разрухи свое дело.

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон "Об автономных учреждениях", который в сокращенном варианте называется "Закон АУ".

Как отмечалось в пояснительной записке к документу, основная цель закона АУ - предоставить государственным и муниципальным учреждениям больше самостоятельности и свободы в распоряжении имуществом и в осуществлении поставленных перед ними задач. Согласно закону, автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, занятости населения, физической культуры и спорта.

Несмотря на столь благую цель, с 9 июня нынешнего года, когда законопроект был внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ, и по сей день сломано немало копий в пользу и против этого закона, противники которого назвали его Троянским конем приватизации. Основной аргумент непримиримых состоит в том, что рано или поздно все учреждения образования, науки, культуры и социальной защиты превратятся в коммерческие заведения для состоятельных граждан.

С распространением АУ окончательно исчезнут бюджетные (т.е. бесплатные для граждан) социальные услуги. Канет в лету право граждан на бюджетное образование, поскольку Конституция России гарантирует это право лишь тем, кто учится (воспитывается) или лечится в государственных или муниципальных учреждениях, но отнюдь не в АУ. Будет снят запрет на приватизацию, установленный государством для государственных и муниципальных образовательных учреждений: путем банкротства и последующей приватизации учреждения образования немедленно сделаются полностью платным, а потому недоступными для миллионов детей из семей с низкими и средними доходами.

Кроме того, АУ станет неплохой кормушкой для чиновников. Ведь именно они будут решать, превращать государственное учреждение в АУ или оставить его в прежнем статусе, какое имущество государственного или муниципального учреждения отнести к разряду особо ценного, а какое разрешить продавать.

Натиску непримиримых пытался противостоять председатель Комитета Государственной Думы России по законодательству Павел Крашенинников. Он заявил, что опасения непримиримых во многом надуманны. В окончательный вариант закона внесена весьма существенная поправка: при реформировании бюджетного учреждения, при преобразовании его в автономное необходимо согласие самого бюджетного учреждения. Эту норму предлагали сами представители учреждений культуры и образования, и она учтена.

"Безусловно, закон АУ лучше всего подходит для вновь созданных автономных учреждений, - пояснил Крашенинников. - Он также хорош для тех бюджетных учреждений, которые могут зарабатывать сами. Сейчас существует немало учреждений, заработки которых на 70-80 процентов состоят из привлеченных средств: им, конечно, реформа крайне выгодна. Понятно, что любой новый документ всеми воспринимается с некой опаской".

"Но закон не будет вводиться с момента публикации, - отметил председатель Комитета. - Предоставлен определенный промежуток времени для того, чтобы закон вступил в силу, чтобы все с ним ознакомились. И решение будет приниматься все-таки с согласия конкретного учреждения".

Павла Крашенинникова поддержал глава Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев. По его мнению, новый статус даст гораздо больше самостоятельности школам, вузам и другим учреждениям. "Сейчас у нас существует система сметного финансирования подобного рода учреждений, - сказал Исаев. - Это значит, что оно практически не зависит от результатов деятельности. Учебное заведение может быть хорошим, а может быть плохим. В одном дается хорошее образование, в другом - плохое. Но, тем не менее, и то, и другое будет получать примерно одинаковые средства из федерального или регионального бюджета.

АУ дает возможность перейти на иной принцип финансирования. Автономное учреждение будет финансироваться не по количеству посещений, не по валовому показателю, а по реально оказываемым услугам. В данном случае учреждение получает государственный заказ на оказание определенных услуг и деньги на его реализацию. Но сверх этого заказа учреждение получает право заниматься собственной хозяйственной деятельностью, оказывать дополнительные услуги, открывать коммерческие отделения. Причем средства, которые оно зарабатывает подобным образом, не могут быть изъяты. То есть у учреждения появляются дополнительные возможности для своего развития".

Вместе с тем, как сообщила председатель комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева, принятый закон коснется медицинских учреждений. По ее словам, комитет настаивал на сохранении действующего статуса учреждений здравоохранения и в ходе второго чтения законопроекта направлял соответствующие поправки. В связи с этим учреждения здравоохранения пока будут работать в существующем правовом поле. Чем вызвано такое решение, в общем-то, понятно. Если эксперимент с АУ все-таки двинется в непересыхающее веками русло Хотели как лучше, а получилось как всегда, то уж по крайней мере медицина останется в стороне. Хотя, справедливости ради отметим, для большинства граждан нашей страны она давно уже превратилась в АУ. Причем в такое АУ, что, кричи не кричи, а пока свой кошелек не опорожнишь, легче не станет.