Многие эксперты и автомобилисты, уверенные в том, что бензин может стоить в стране дешевле, только разводят руками, заявляя, что в России, являющейся одним из мировых лидеров нефтедобычи, скоро стоимость моторного топлива будет выше, чем в государствах, импортирующих углеводородное сырье.
Вчера Росстат сообщил, что в период с 16 по 22 июня цены на автомобильный бензин выросли в среднем еще на 0,7%. Кроме того, государственная статистическая служба подсчитала, что с начала 2008 года стоимость моторного топлива выросла на 15,8%. При этом дизельное топливо с января и по конец июня подорожало еще больше – на 24%, что почти в три раза больше зафиксированного на конец июня уровня инфляции, который составил 8,5%.
Наиболее значительный рост стоимости бензина, по данным Росстата, был отмечен в Ханты-Мансийске – на 9,6%. Удивительно, но факт – именно в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) добывается значительная часть российской нефти, однако даже это обстоятельство не оказало влияния на рост бензиновых цен в регионе.
Как констатирует Росстат, за период с 16 по 22 июня средняя розничная цена автомобильного бензина выросла в России с 22 руб. 27 коп. за литр до 22 руб. 43 коп. за литр. При этом средняя стоимость бензина в Москве на 23 июня составляла 22 руб. 84 коп. за литр, а в Санкт-Петербурге – 22 руб. 82 коп.
Между тем, в Камчатской области к 26 июня литр АИ-92 стал стоить 30 рублей, А-95 31 рубль, АИ-76 26 руб. 80 коп. В общей сложности все марки бензина подорожали на 30 копеек. Но самое большое повышение произошло на дизельное топливо. Ценник взлетел сразу на один рубль. И теперь самое дешевое ранее топливо стало одним из самых дорогих - цена за литр составляет 30 руб. 30 коп.
По заявлениям участников отечественного топливного рынка, причина растущей в России буквально на глазах стоимости моторного топлива заключается в росте мировых нефтяных цен, а также в традиционно высоком спросе на бензин в летний период. При этом многие аналитики заявляют, что повышение бензиновых цен будет продолжаться и дальше.
А это уже чревато народными волнениями. Кстати, напомним, что 24 мая акция протеста против высоких цен на бензин и бездействия правительства РФ в этом вопросе прошла в 50 городах России и проводилась в форме «Марша пустых канистр».
По мнению экспертов, на самом деле цены на моторное топливо в России действительно завышены из-за высоких налогов и пошлин. Так, по словам президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, поскольку «в России налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) напрямую привязан к мировой нефтяной цене, расходы российских нефтяников постоянно растут, а это заставляет их идти на повышение оптовых цен».
При этом глава МТА напоминает, что именно государственные компании «Роснефть» и «Газпромнефть» являются самыми крупными оптовиками на российском нефтяном рынке.
Впрочем, не только НДПИ является причиной всех ценовых бед на отечественном топливном рынке. По утверждениям аналитиков, три четверти в цене бензина составляют различные налоги, сборы и акцизы. Напомним, что в настоящее время акцизы в зависимости от марки бензина составляют от 1080 до 3629 руб. за тонну.
По мнению Евгения Аркуши, столь высокое налоговое бремя необходимо снизить, тогда и цена автомобильного бензина будет расти не столь высокими темпами. Кстати, о необходимости снижения налогов, в том числе и НДПИ, в период выборов депутатов Госдумы и президента России заявлялось на высоком уровне не один раз. Уже известно, что НДПИ может быть снижен с 2009 года, а вот о снижении акцизов пока неизвестно ничего.
Впрочем, насколько быстро среагирует (и среагирует ли вообще) розничный рынок моторного топлива на грядущие налоговые послабления, не берется в настоящее время спрогнозировать ни один эксперт.