Как преодолеть парадокс пластиковой упаковки?

Как преодолеть парадокс пластиковой упаковки?
Фото: http://realt.onliner.by
У пластиковой тары сегодня плохая репутация. Первые коммерчески перспективные версии целлофана, ставшего теперь вездесущим, осваивались в то время, когда никто еще не задумывался о присутствии пластика в ландшафте, в морях, в пищевой цепи, пишет bbc.com.

Все началось в 1904 году, когда в одном из французских ресторанов пожилой хозяин пролил на белую льняную скатерть немного красного вина. За соседним столиком оказался швейцарский химик Жак Бранденбергер, работавший на французскую текстильную компанию. Наблюдая, как официант меняет скатерть, он задумался о создании ткани, которую можно было бы легко протереть.

Бранденбергер попытался покрыть скатерть слоем целлюлозы, но она отслаивалась в виде прозрачной пленки. Могла ли эта пленка найти сбыт? Во время Первой мировой войны сбыт был найден: прорези для глаз в противогазах.

Свое изобретение химик назвал «целлофаном», в 1923 году он продал права на его производство американской корпорации DuPont. Вначале целлофан использовали для оборачивания шоколада, духов и цветов. Но у DuPont возникли проблемы. Некоторые потребители были недовольны. Им говорили, что целлофан водостойкий, он и был таким, однако то, что было упаковано в него, не было устойчивым к влажности. Конфеты к нему прилипали, ножи ржавели, а сигары отсыревали. Для решения проблемы компания наняла 27-летнего химика Уильяма Хейла Чарча.

Реклама на веке

Он справился за год, целлофан был покрыт очень тонким слоем нитроцеллюлозы, воска и пластификатора. Продажи взлетели. Момент был очень удачным, в 1930-х годах супермаркеты изменялись, покупатели уже не стояли в очередях, а брали товары прямо с полки магазина. Прозрачная упаковка стала хитом, поскольку появилась возможность оценивать продукты по их виду, не разворачивая.

Целлофан, однако, быстро вышел из моды, побежденный поливинилиденхлоридом фирмы Dow Chemical. Это вещество, как и его предшественник, возникло благодаря случайному открытию и было вначале использовано в истребителях во Второй мировой войне. Этот материал тоже нуждался в изучении и усовершенствовании для того, чтобы его можно было применять в торговле, потому что был темно-зеленым и с отвратительным запахом. Когда проблему решили, продукция, известная сейчас под названием пищевой пленки, покорила рынок.

Позже поливинилиденхлорид из соображений безвредности был заменен в пищевой пленке на менее плотный и менее липкий полиэтилен. Началось изготовление одноразовых продуктовых пакетов, которые теперь запрещают во многих странах. В полиэтилентерефталатной таре хранятся газированные напитки.

Пластиковая упаковка все чаще изготавливается из нескольких слоев разных веществ. Для этого есть причины, утверждают специалисты, разные материалы обладают разными свойствами. Но такой усложненный упаковочный материал труднее перерабатывать. Найти компромисс непросто.

Иногда затраты на упаковку безрассудны. Но так ли это глупо – заворачивать огурцы в целлофан, если они остаются при этом свежими две недели, а не три дня? Бананы не темнеют, картофель не зеленеет, виноград не осыпается. Что хуже – 1,5 г пластиковой обертки или потеря целой партии огурцов? Ответ не так уж очевиден.

Десять лет назад один из супермаркетов Британии для эксперимента оставил фрукты и овощи неупакованными, и потери продукции у них удвоились. Что же говорить о потерях в процессе доставки в магазин. В Британии только 3% продуктов портится, не доходя до места продажи, в развивающихся странах эта цифра составляет 50%, и разница отчасти обусловлена способом упаковки. Это немаловажно, поскольку большинство населения живет в городах, далеких от сельхозугодий.

Даже пресловутый пластиковый пакет может оказаться не таким уж порочным. Если вы купили в супермаркете прочный, многоразовый пакет, он, скорее всего, изготовлен из полипропилена, такие принесут меньше вреда при условии, что вы использовали его не менее 52 раз. Об этом говорится в докладе датского правительства по изучению влияния на окружающую среду производства и внедрения разных типов пакетов.

Рынок может замечательно подать сигнал о том, чего хочет население. Но наше стремление к меньшим отходам может не уступить давлению рынка, тема очень сложна, наши желания на поверку могут случайно принести больше вреда, чем пользы. Мы можем донести это сообщение более опосредованно, через правительства и инициативные группы и надеяться, что инициативы индустрии, направленные к лучшему, приведут к выработке какого-то здравого решения.

Представляется очевидным, что решение не в отказе от упаковки, а в ее усовершенствовании в лабораториях по ее изучению и разработке, как это происходило в течение десятилетий.

Реклама на веке
Центробанк предложил маркировать легальные сайты кредиторов "Барселона" впервые обыграла "МЮ" на выезде