При этом, заявляя о планах создания новой российской ракеты тяжёлого класса набазе РН «Зенит», он забыл упомянуть, что «Зенит» – украинская, а не российская ракета. И уж вовсе обошёл молчанием, зачем, собственно, такая ракета нужна.
Ракета «Зенит» разработана под руководством выдающегося советского конструктора В.Ф. Уткина в днепропетровском КБ«Южное» в начале 80-х годов и производится на заводе «Южмаш», расположенном в том же Днепропетровске на территории ныне незалежной Украины.
Лопота гордится проектом «Морской старт», осуществляющим запуски ракеты «Зенит» с плавучей пусковой платформы «Одиссей». А есть ли польза для Отечества от этой деятельности?
Не подвергая сомнению, что украинская ракета «Зенит» содержит российские двигатели и использует российский разгонный блок «ДМ», отметим, что российская доля участия в ракете «Зенит» оценивается специалистами никак не больше 50%. Если сравнивать ракету «Зенит» с полностью отечественной ракетой, получается занятная вещь: если с каждого зарубежного доллара при запуске российской ракеты отечественные предприятия получают один доллар, то при запуске «Зенита» – только половину от этой суммы. Если взять цену международного контракта 100 млн долларов и перемножить на 34 коммерческих запуска, осуществлённых по проекту «Морской старт», на сегодня получается, что российская космическая промышленность недополучила аж 1,7 млрд долларов. Причём поскольку грузоподъёмностью «Зенита» обладают другие российские средства выведения, то и говорить о том, что «Зенит» приносит дополнительные заказы, не приходится: не было бы «Зенита» – запустили бы на российской ракете.
В июне 2009 года «Морским стартом» было подано заявление о банкротстве, причём общие долги компании кредиторам составили более 2 млрд долларов. Компания была обречена с самого начала, поскольку помимо миллиардных затрат на создание платформы «Одиссей» и командного судна «Морской старт» терпел ежегодные операционные убытки в размере более 100 млн долларов. Когда корпорации «Боинг», основному акционеру тогдашнего «Морского старта», надоело вкладывать собственные средства в покрытие многомиллионных убытков и давать гарантии для привлечения новых кредитов, покрывающих все растущие убытки, «лавочка», что называется, закрылась.
Неудивительно, что при таком послужном списке «Морского старта» на Западе не нашлось настолько креативных инвесторов, чтобы вложить средства в выход компании из банкротства.
Однако рыцарь на белом коне всё-таки нашёлся – им стал именно господин Лопота. В мае 2010 года дочерняя компания ОАО «РКК «Энергия» – «Энергия Оверсиз Лимитед» согласилась инвестировать 155 млн долларов в спасение компании «Морской старт» в обмен на 95% акций возрождённого «Морского старта». Кроме того, «Энергия Оверсиз Лимитед» инвестирует ещё 30 млн долларов для инансирования текущей деятельности компании «Морской старт» до окончательного выхода из банкротства.
Но если даже гигант «Боинг» не смог вывести «Морской старт» из убытков, то на что рассчитывала «Энергия», приобретая обречённую компанию, известно только Виталию Лопоте. Исследуем источник подобной щедрости – как-никак 185 млн долларов из воздуха не появляются. Ни один крупный российский или западный банк средств ОАО «Энергия» на возрождение «Морского старта» не предоставлял, да и отчаянных инвесторов с чемоданами иновалюты тоже не просматривается, как-никак сейчас уже не начало 90-х.
Госфинансирование на приобретение компании исключено. Получается, что если внешних средств не было, то методом исключения делаем вывод, что именно собственные средства ОАО «Энергия» стали источником неслыханной щедрости. Но позвольте, скажете вы, откуда у «Энергии» взялись свободные денежные средства в таком размере, чтобы спасти утопающий «Морской старт»? И тут следует вспомнить о пропаже средств, выделенных на пилотируемый корабль «Союз», о чём было объявлено в мае сего года. Не известно, было госфинансирование «Союза» или нет, а вот «Морской старт» «всплыл»... Как говорится, отыщи всему начало – и ты многое поймёшь.
Ну всплыл себе и всплыл, но на пути грандиозного финансового успеха встали недоверчивые заказчики – ну не верят они в чудесное воскресение «Морского старта» и никак не хотят подписывать новые контракты. Риски повторного «затопления» велики. С момента возвращения этого проекта подписан был всего один новый контракт на запуск – с компанией «Интелсат», и это, заметьте, за два года работы «воскресшей» компании.
Всего за тот же период времени было запущено четыре аппарата. Но и с ними не всё ладно – злые языки поговаривают, что большая часть средств по этим контрактам получена «Морским стартом» ещё до банкротства и, очевидно, канула в Лету вместе с компанией. Поскольку в новой фирме «Морской старт» «Боинга» в спонсорах уже не значится, а «Энергия» заняла место главного акционера, то по логике получается, что закрыть финансовую брешь в «Морском старте» может только она.
Но «Боинг» покрупнее «Энергии» был и всё равно не выдержал. Скольких ещё «Союзов» мы можем тогда недосчитаться? В последнее время Роскосмос стал лучше считать, так что новый фокус может и сорваться.
И тут, видимо, пришла гениальная идея: а что если сделать новую тяжёлую ракету на базе «Зенита»? Под такой объём финансирования можно что угодно списать, в том числе и продолжение финансовых вливаний в вечно гибнущий «Морской старт».