Вряд ли за два оставшихся месяца отставание будет ликвидировано. Одна из причин – строительные организации просто игнорируют аукционы, которые объявляет региональный фонд капремонта, поскольку их не устраивает цена. Видимо, краевым чиновникам придется прибегнуть к проверенному способу жонглирования цифрами и «корректировки планов».
Программа капитального ремонта обсуждалась в ходе круглого стола, который прошел в рамках VIII съезда депутатов Красноярского края 1 ноября. За последние годы взносы на капремонт – один из самых критикуемых видов коммунальных платежей в России. Красноярский край не исключение. Введение взносов на капремонт сопровождалось ожесточенными общественными дискуссиями. Споры шли вокруг размера взноса (сейчас в регионе он составляет 6, 9 рублей за квадратный метр, а для территорий Крайнего Севера - 9,8 рублей). Затем на предмет того, кому предпочтительней сдавать деньги – региональному оператору или на счет ТСЖ и УК. Программа действует уже несколько лет, но копья по ее поводу продолжают ломаться. В крае периодически вообще звучат предложения ее свернуть, как грабительскую и не отвечающую интересам населения (такие заявления исходят, главным образом, от депутатов ЛДПР).
В ходе круглого стола причастные к программе чиновники признали, что проблем при ее реализации множество. Во-первых – кадровая. По словам краевого министра строительства и ЖКХ Николая Глушкова, в региональном реестре потенциальных подрядчиков по капитальному ремонту сейчас 214 компаний. Из них допуск на проектирование имеют только 17. С 2016 года красноярский фонд капремонта делегировал полномочия технического заказчика тринадцати муниципалитетам. Районные УКСы начали выстраивать отношения с управляющими компаниями, но это оказалось не так просто.
МКУ «Управление капитального строительства» Красноярска заявляет, что во многих случая просто не может начать ремонт, допустим, кровли, поскольку чердак дома полностью забит разного рода мусором и хламом. А коммунальщики на просьбу убрать его никак не реагируют. Многие управляющие компании, особенно мелкие, просто не владеют информацией о своих домах и точно не могут сказать, где, что и когда ремонтировалось. Есть претензии и к краевому закону о капремонте, который все еще требует доработки.
«Сейчас утвержден неполный перечень необходимых работ, - говорит депутат краевого Заксобрания Александр Глисков. - В него не попало усиление несущих конструкций. Возникают абсурдные ситуации, когда дом рушится, а жителям вместо укрепления каркаса предлагают сделать фасад или ремонт кровли. Бывают ситуации, когда дом явно аварийный, но муниципалитет умышленно его таковым не признает, чтобы не портить статистику. Перечень работ по капремонту должен быть максимально широким. Раз уж людей заставило государство платить этот побор, и большинство в Госдуме отказывается пересматривать это ошибочное решение, то у жителей должна быть возможность хотя бы выбрать действительно необходимые работы».
Множество претензий, наконец, высказывается к работе самого краевого фонда капитального ремонта. 1 ноября его глава Нина Авдеева озвучила факт, который привел всех в окончательное замешательство: свыше ста аукционов на ремонт объектов не состоялись по причине отсутствия желающих. То есть, призыв прийти и получить строительный заказ – как глас вопиющего в пустыне. Ранее Нина Авдеева заявляла, что план по ремонту на этот год – 503 дома. Согласно официальной информации на сайте фонда, по состоянию на 30 октября приняты работы по 238 многоквартирным домам. Весьма маловероятно, что подрядчики устроят аврал и нагонят график за последние два месяца года.
Здесь стоит вспомнить, что в феврале этого года Минстрой РФ вообще обвинил красноярский фонд капремонта (а также фонды из еще нескольких регионов) в подтасовке данных. Замминистра Андрей Чибис тогда заявил, что никакого стопроцентного выполнения плана за 2016 год, о котором докладывали краевые руководители, нет. В реальности работы выполнены менее, чем наполовину. Можно предположить, что красноярских чиновников ждет очередной разнос и по итогам этого года.
«Да, нужно признать, что программа исполняется вовсе не так, как хотелось бы, - заявил «Веку» председатель комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Законодательного собрания Красноярского края Алексей Кулеш. – Одна из самых явных причин, неадекватная цена, которая предлагается за работы. Подрядчики по таким расценкам не хотят работать, невыгодно. Потому на аукционы никто не является. А если кто и рискует, то пытается потом экономить на всем. И уже отсюда вытекает низкое качество работ, на которое жалуются граждане. Понятно, кого подрядчик нанимает за копейки, каких специалистов, с какой квалификацией. Расценки на ремонт утверждены краевым правительством. Если их не повысить – проблему не решить. Но очевидно, что источником повышения должно быть не население, а краевой бюджет».