Казну осеняет сырьевой «крест»

Казну осеняет сырьевой «крест»
В четверг стал известен итог ночного заседания Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Участники конференции, как и ожидалось, решили оставить квоты на добычу нефти на текущем уровне.

Однако не ускользнуло от общественности и напряжение членов картеля, вызванное политикой некоторых стран, наращивающих производство «черного золота». Да еще Россия стала главным поставщиком нефти в мире – очевидно Москва пока не собирается слезать с нефтяной «иглы». И хотя августовский подъем цен на углеводороды вызывает оптимизм среди обычно осторожных игроков – некоторые эксперты все же предрекают: РФ по-прежнему рискует стать заложником своего главного ресурса.

Как заявил накануне заседания ОПЕК министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими: «нефтяной рынок сейчас в хорошей форме, цена устраивает всех: и производителей, и покупателей». Его мнение разделили и большинство нефтяных министров стран-членов картеля. Участники «нефтяного» форума, однако, не скрыли своего недовольства теми странами (не входящими в ОПЕК), которые, пользуясь действующими низкими квотами стран ОПЕК, продолжают наращивать добычу углеводородов. Да еще Международное энергетическое агентство как гром среди ясного неба выдало новость о том, что впервые за 18 лет Россия заняла первое место среди экспортеров по объему поставок нефти и нефтепродуктов на мировой рынок, обойдя абсолютного лидера – Саудовскую Аравию.

Российские нефтяники после суровой кризисной зимы (когда нефть подешевела до $40 за баррель) нашли выход именно в наращивании объемов добычи. По оценкам экспертов, в июле суточная добыча нефти в России составила 9,91 млн. баррелей, что является рекордом за последние десять лет (на 1,4% больше, чем в июле 2008 года). В целом же за первые семь месяцев 2009-го объемы среднесуточной добычи выросли на 0,8%.

Реклама на веке

При этом на рынке нефти до сих пор предложение заметно превышает спрос. Продолжающееся увеличение запасов автомобильного топлива в разгар летнего сезона и нефтяных резервов свидетельствует о том, что потребление не восстановилось и возможны скачки цен на нефть, несмотря на явное воодушевление нефтяных гуру после того, как в августе стоимость углеводородов снова поднялась выше символической отметки в $75 за баррель. Но, как говорится, «нефть по осени считают» - уже в сентябре маятник качнулся в сторону уменьшения - цена нефти марки Brent впервые более чем за месяц опустилась ниже $68 за баррель, что было вызвано заметным снижением фондовых индексов Китая и США и возросшим спросом на доллары.

Так что рынок нефти, несмотря на оптимистичные прогнозы некоторых аналитиков, по-прежнему лихорадит, в первую очередь, из-за неопределенности, связанной со сроками восстановления мировой экономики. Цены на нем действительно потеряли какую-либо предсказуемость – зато наметилась другая явная зависимость ценности «черного золота», а именно ее привязка к доллару. И так, видимо, будет до тех пор, пока нефть торгуется в расчете на «американские рубли». Сегодня доллар «правильно» слабеет, но стоит ему пойти вниз – доходы стран, для которых углеводороды – основная статья экспорта, неизбежно снизятся. И, соответственно, это больно ударит по заранее сверстанному российскому госбджету и основным соцпрограммам, ориентирующимся на оптимистические сводки с нефтяного «фронта».

Некоторые эксперты даже полагают, что нынешний подъем цен во многом искусственен, а в качестве допинга используются солидарные меры ОПЕК, G8, ряда других международных институтов, которые пытаются нащупать оптимальный баланс соотношения, динамики, изменений курсов нефти и долларов и пока что играют на повышение. Но это явление временное.

«Я соглашусь с теми экспертами, которые полагают, что реальная цена на нефть сейчас колеблется на отметке $45-50 за баррель. Российский бюджет, в принципе, выдержит при сохранении этой планки, но «оптимальная позиция» – это $70 за баррель. Если цена будет ниже $50, то дефицит бюджет РФ составит около 7-8 % ВВП. Причем, это даже очень осторожные прогнозы. Уже понятно, что мировые игроки не могут солидарно обеспечить приемлемую цену на энергоносители. А российские власти, прекрасно это понимая, стараются заранее «подложить подушку безопасности» под любые грядущие неприятности. Они, с одной стороны, уверяют всех, что острая фаза кризиса уже пройдена, а с другой, убеждают, что цена на нефть или курс национальной валюты не имеют такого уж принципиального значения для госбюджета и реализации основных государственных программ. Поэтому, перефразируя профессора Преображенского, можно сказать: «Не читайте ценовые прогнозы правительственных аналитиков». Впрочем, и, правда, в продолжение цитаты, другие ничуть не лучше», - считает генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ Алексей Власов.

Напомним, в бюджет РФ на 2009 год была заложена стоимость российского барреля в $54. А ведь еще в октябре 2008 года российский бюджет планировался исходя из цены на нефть в будущем году на уровне $95 за баррель. При этом напомним, что прогнозировался положительный рост ВВП и профицит госказны. Однако колебания цен на нефть вызвали необходимость пересмотра параметров госбюджета при цене углеводородов в $50 за баррель. В остатке и получилось, что впервые за десять лет наш федеральный бюджет будет дефицитным. По оценкам аналитиков, в случае дальнейшего развития событий по негативному сценарию, Россия будет вынуждена девальвировать рубль для сокращения бюджетного дефицита.

Руководство страны все время говорит про развитие других секторов экономики, поддержке малого и среднего бизнеса, но, как видим, на деле не спешит реально инвестировать в эти отрасли. Мы по старинке делаем ставку на «черное золото», фактически снова наступая на те же грабли. Ведь очевидно же, что полагаться на одну нефть нельзя – она уже показала себя весьма ненадежным ресурсом. С одной стороны, это «общее все», альтернативной замены ей пока не найдено, с другой – «ахиллесова пята», находящаяся еще и под каблуком у доллара.

Реклама на веке
Сколько стоит Сахалин? К чему ведут российские дороги?