Об этом вчера заявил российским СМИ вице-премьер Сергей Иванов, объяснивший перестановку в ОСК тем, что «Сергей Нарышкин перешел на работу в администрацию президента и больше не сможет выполнять обязанности председателя совета директоров Объединенной судостроительной корпорации».
На должность председателя совета директоров ОСК Игорь Сечин был назначен Владимиром Путиным 12 мая на заседании правительства России, на котором было объявлено о новом составе и измененной структуре кабинета министров.
Однако обнародована эта информация была вчера после совещания премьер-министра Владимира Путина с некоторыми членами правительства по вопросам развития отечественного судостроения, которое он провел в Санкт-Петербурге. В этом совещании приняли участие сам Игорь Сечин и еще два вице-премьера Сергей Иванов и Алексей Кудрин, а также глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, глава Минобороны Анатолий Сердюков и другие члены кабинета министров.
Напомним, что ОСК начала создаваться в 2006 году, а ее штаб-квартира находится в Санкт-Петербурге – городе, где сосредоточены все научно-исследовательские институты, обслуживающие эту корпорацию. Уставной капитал ОСК, которая объединяет все государственные активы в судостроении и одной из важнейших задач которой является увеличение выпуска гражданских судов, составляет более 1 млрд. рублей.
Впрочем, несмотря на государственную поддержку ОАК за прошедшее время, видимо, не удалось совершить прорыв в отечественном судостроении. Именно поэтому, похоже, открывая совещание, Владимир Путин выразил озабоченность положением дел в отрасли. «Наши судостроители проигрывают в конкуренции по целому ряду существенных показателей и прежде всего в производительности труда, организации самого производства, темпах внедрения инноваций», - заметил премьер-министр.
«Трудозатраты в российском судостроении в целом в 3-5 раз выше, чем у иностранных партнеров. За последние десять лет из общего объема судов, заказанных российскими судовладельцами, на отечественных верфях построено лишь около 6%. Практически весь заказ уходит за границу, наши деньги работают там. За рубежом строят суда пока быстрее, качественнее и часто дешевле, - констатировал Владимир Путин.
По словам премьер-министра, есть примеры, когда в России для постройки танкера водоизмещением 150 тыс. тонн требуется более 1 млн. человеко-часов, в то время как в Японии и Южной Корее на сооружение такого судна затрачивается в несколько раз меньше человеко-часов.
Примечательно, что на развитие из федерального бюджета ОСК получит 200 млн. рублей. Основные же денежные потоки правительство готово направить на финансирование разработок судостроительных компаний. Согласно принятой в феврале 2008 года ФЦП «Развитие гражданской морской техники» до 2016 года на эти цели предусмотрено выделение 90 млрд. рублей из бюджета и еще 45 млрд. рублей внебюджетных средств.
По мнению ряда российских СМИ, претенденты на деньги, которые должна освоить корпорация – люди известные не только в отрасли, но и в обществе. Это сенатор Сергей Пугачев, владеющей «Северной верфью» и «Балтийским заводом», а также Дмитрий Горелов и Сергей Колесников, контролирующие Выборгский судостроительный завод и являющиеся партнерами братьев Ковальчуков по небезызвестному питерскому банку «Россия».
Назначение Игоря Сечина председателем совета директоров ОСК может осложнить и без того его непростые отношения с Юрием Ковальчуком, считает «РБК daily».
По мнению же экспертов, Сечину предстоит консолидировать активы настолько запущенной отрасли, что с ней ничего не смогли поделать ни Иванов, ни Нарышкин. И от того, как будут складываться в ближайшее время дела в отечественном судостроении, можно будет судить о том, каков потенциал Сечина, как управленца.