Напомним, что руководство РЖД еще в начале месяца приняло решение о создании Грузовой компании. Монополист выступит учредителем и практически единоличным владельцем новой структуры (100% акций минус 1 акция), вторым учредителем станет компания Желдорреформа, которой будет передана одна привилегированная акция. Уставный капитал Грузовой компании будет сформирован посредством передачи ей в собственность 564 тысяч грузовых вагонов.
Впрочем, как оказалось, РЖД во все не собирается уходить с рынка грузовых перевозок, объем которого оценивается в $1,5 млрд. в год, и отдавать его на откуп частникам, в распоряжении которых сейчас находится около 30% грузового подвижного состава страны. Даже дочка РЖД самостоятельно повезет максимум 30% от того объема грузов, который прежде приходился на долю монополиста. Оставшиеся 70%, повезет сама госмонополия. Главным образом это будет уголь, кокс, лес и хлебные грузы, гостарифы для которых наиболее выгодны. Грузовой компании достанутся доходные нефтеперевозки и перевозки удобрений. Впрочем, в РЖД настаивают, что даже с 30% прежних перевозок госкомпании ее новая дочка станет крупнейшим независимым оператором на рынке. Что и не удивительно, ведь у Грузовой компании окажется не только крупнейший парк вагонов, но она получит и существенную долю заказов РЖД.
Как сообщили корреспонденту Века в пресс-службе РЖД, 500 тыс. вагонов монополист передаст своей дочке, в качестве уставного капитала. Та в свою очередь для обеспечения нефтеперевозок и перевозки удобрений, сдаст часть вагонов в аренду самой РЖД. С арендаторами, у которых в настоящее время находятся в распоряжении вагоны монополиста, РЖД договора расторгнет, и, скорее всего, им придется заключать новые либо с Грузовой компанией, либо опять же с РЖД, но уже по новым ценам. По словам сотрудников пресс-службы, в дальнейшем планируется выход Грузовой компании из инфраструктуры РЖД. Сам же монополист, останется холдингом, предоставляющим лишь посреднические услуги.
Собственно, когда руководство РЖД объявило о намерении создать Грузовую компанию, участники рынка так и рассчитывали, что монополист уйдет с рынка, что должно улучшить конкуренцию в сфере грузоперевозок. А потому намерение РЖД забрать большую часть своих же вагонов обратно в аренду удивило экспертов. О какой тогда демонополизации рынка можно говорить, если даже такая организация как Северстальтранс, владеющая 31 тыс. вагонов по-прежнему не сможет конкурировать с РЖД и ее дочкой.
Впрочем, логика РЖД, которая свои же собственные вагоны будет брать в аренду у собственной же дочки, только на первый взгляд выглядит абсурдной. Что касается Грузовой компании, то арендная плата от РЖД для нее это своего рода способ пополнить оборотные средства, которых у компании на первых порах просто не будет. Для самой РЖД тоже все просто. С одной стороны менеджмент госкомпании создает механизм перекидывания государственных активов из одного кармана государственной монополии в другой ее дочки. По сути, часть прибыли и активов монополии выводится из-под государственного контроля. И вряд ли потом стоит удивляться, если когда-нибудь аудиторы Счетной палаты вдруг обнаружат, что часть средств при этом потеряются.
Сама же РЖД, кроме того, получает возможность увеличить свои заработки. До сих пор тарифы компании регулируются государством, и, несмотря на все стенания руководства РЖД, оно отказывается идти на их повышение. Тем временем прибыльность РЖД уменьшается, и не во всем здесь виновата инфляция. Теперь же монополия получает законные основания обойти установленные государством тарифы, повысив их за счет внесения в цену услуг стоимость аренды вагонов у Грузовой компании. Таким образом, у Владимира Якунина, главы РЖД, появляется возможность поправить положение дел в монополии за счет того, что потребители станут платить за те же самые услуги значительно дороже, а пожаловаться государству на монополизм РЖД не смогут.
Со временем Грузовая компания, скорее всего, будет приватизирована, и не исключено, что достанется она топ-менеджерам РЖД. Так что руководство РЖД выигрывает даже дважды. Сейчас за счет создания дочки они увеличивают прибыльность монополии. А когда Грузовую компанию достаточно накачают государственными средствами, она сможет значительно обогатить топ-менеджеров РЖД после ее приватизации.