Скандальная история началась с того, что в феврале 2007 года Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) провела проверку строительства нового аэровокзального комплекса Шереметьево-1 и выявила нарушения, не позволяющие вводить его в эксплуатацию. В частности, по словам представителя контрольного органа Светланы Винокуровой, прежде всего, была некачественно оформлена исполнительная документация, по которой теперь невозможно определить, соответствовали ли выполненные работы проектной документации и строительным нормам и правилам. К тому же, Ростехнадзор не получил от Шереметьево документы учета поступающих на стройплощадку материалов, их гигиенической экспертизы, не представлены и результаты лабораторных испытаний на плотность тех материалов и грунта, которые закладывались под бетонное основание здания терминала. Все это не позволяет оценить прочность конструкций и безопасность объекта при эксплуатации.
В связи с тем, что отделочные работы уже завершены, - подчеркивает представитель Ростехнадзора, - заключение о соответствии без вскрытия конструкций или их обследования специальными методами неразрушающего контроля сделать невозможно. Однако, несмотря на претензии Ростехнадзора, 12 марта новый аэровокзальный комплекс Шереметьево-1, расположенный рядом со старым зданием, строительство которого оценивается в 88 млн. долларов, был введен в эксплуатацию и принял первые авиалайнеры.
В связи с этим Ростехнадзор заявил о том, что не исключает возможности передачи в прокуратуру материалов о незаконной эксплуатации терминала, который будет обслуживать международные рейсы из ближнего зарубежья семи авиакомпаний: Аэрофлот, Аэрофлот-Дон, Аэрофлот-Норд, Air Astana, Lithuanian Airlines, AeroSvit и Air Algerie. Кстати, комплекс состоит из четырех уровней и имеет пешеходную галерею, соединяющую здание с автостоянкой.
Строительные работы в течение четырех лет вела немецкая компания Hochtief. Вчера же генеральный директор аэропорта Шереметьево Михаил Василенко заявил Интерфаксу, что не знал о выявленных Ростехнадзором нарушениях в новом аэровокзальном комплексе. В Шереметьево не получали никаких официальных предупреждений, - сказал он и от дальнейших комментариев отказался. Ростехнадзор очень серьезная организация, слов на ветер не бросает, - заявил Ведомостям заместитель генерального директора российского представительства Strabag Александр Ортенберг.
Прошлой осенью Ростехнадзор из-за нарушений остановил проект Капитал Груп - строительство жилого комплекса Аэробус в Москве. В свою очередь заместитель начальника управления Ростехнадзора по Центральному федеральному округу Константин Курченков напомнил, что только из-за нарушения экологических норм строительства, в том числе по материалам проверок Ростехнадзора, в 2006 году было возбуждено около 500 уголовных дел. Впрочем, по мнению директора Corpus Juris Дениса Балакина, которое он высказал изданию, серьезных санкций против Шереметьево не будет, скорее всего, Ростехнадзор ограничится приостановкой и предписанием, Но припомнить этот случай аэропорту могут при первой же аварии, и тогда последствия могут быть серьезные.
Однако, если материалы будут переданы в прокуратуру, все может быть куда серьезнее. Поскольку там еще хорошо помнят трагедии в Трансваале и на Бауманском рынке, с виновными в этом ведомстве, думается, церемониться не будут.