В счетном ведомстве отмечают, что работа аудиторов была бы более качественной при условии стабилизации федерального закона, регламентирующего закупки за государственный счет. Документ, который был утвержден в 2013 году, корректировался более 30 раз. Действенной мерой специалисты Счетной палаты называют мораторий на внесение изменений в документ, тем более, что в процессе корректировок документ так и не был дополнен действительно значимыми положениями. Речь идет об утверждении электронной процедуры закупок и введении онлайн каталога закупаемой продукции и услуг.
Однако даже в условиях постоянно меняющегося базового закона в январе-сентябре аудиторы палаты выявили 2 тыс. нарушений его положений. В прошлом году за три квартала удалось зафиксировать только 1 тыс. нарушений. Аналогичная динамика наблюдается в работе Федеральной антимонопольной службы. Ее специалисты выявили 21 тыс. нарушений, хотя год назад таковых было 11,7 тыс. При этом количество жалоб, поданных участниками рынка в антимонопольное ведомство, увеличилось на 30%.
Среди недостатков закупочной системы, которые не были устранены с прошлого года, специалисты отмечают отсутствие четких механизмов нормирования, которые позволили ли бы упредить приобретение продукции с избыточными потребительскими свойствами. Под данным определением подразумеваются товары, функционал которых значительно шире минимально востребованного. Как следствие, принтеры, которыми пользуются руководители ведомств, стоят от 8 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. Рекорд установлен руководящим составом Спецстроя. Аналогичная картина наблюдается в стоимости кресел для руководителей. Их минимальная стоимость составляет 15 тыс. рублей, зато начальство Росрыболовства проводит рабочее время в креслах ценой 150 тыс. рублей.
Заслугой уходящего года эксперты Счетной палаты назвали сокращение количества закупок за бюджетные средства, которые проводятся у единственного поставщика. В 2015 году их доля составляла 47%, в нынешнем – 43%. Реже стали приобретать товары и услуги на безальтернативной основе и государственные компании – в 42% случаев вместо 51%. При этом в общей сложности фактическая стоимость закупок оказалась на 9,2% ниже запланированной.