Как пояснила заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая («Единая Россия»), у этой проблемы есть правовой и этический аспекты.
По словам депутата, в аналитических материалах Генпрокуратуры содержится немало данных по поводу нарушения законных прав и интересов граждан в сфере ЖКХ.
Так, в прошлом году было установлено 300 тыс. нарушений, возбуждено 1 тыс. уголовных дел, 24 тыс. исков заявлены органами прокуратуры в суды в целях защиты законных прав и интересов граждан.
По словам Яровой, сам факт передачи долговых обязательств третьим лицам означает невозможность выполнения основного договора и получения целевых средств ресурсоснабжающими организациями.
Это в конечном счете не влечет исполнения основного договора и ущемляет права и интересы собственников по общим стоимостным долговым обязательствам, которые связаны с поставкой ресурсов в системе ЖКХ.
При этом Яровая заявила коллегам: речь идет о более серьезных и решительных мерах, чтобы в принципе сделать обман и насилие по отношению к гражданам невозможным.
Стоит напомнить, что три года назад был принят закон, который уже устанавливал запрет на продажу коллекторам долгов по ЖКХ. Но лазейки, позволяющие все оставить как есть, как признают сами депутаты, остались.
Павел Качкаев («Единая Россия») также заявил, что случаев, когда коллекторы пытаются выселить из квартиры граждан за долги или взять ее в собственность, много. Между тем, есть решение Верховного суда, в котором говорится о том, что взыскание долгов по ЖКХ должно производиться организациями, предоставлявшими эти услуги.
Все фракции проявили единодушие в этом вопросе. Председатель комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская охарактеризовала закон коротко, «проблема есть, проблема перезрела, надо прекратить издевательства над нашими гражданами - вот если в сухом остатке».
Сергей Пахомов («Единая Россия») напомнил, что, по данным Минстроя, на начало этого года общий размер долга перед ресурсоснабжающими организациями составил 1,2 трлн. рублей. Из них 750 млн. рублей составляют задолженность жителей, а остальное - долги управляющих компаний.
По словам Пахомова, оплата за ЖКХ, даже если она становится долгом, является платежом, от которого человек, по сути, не имеет возможности отказаться. Деньги необходимо собирать. Но какие рычаги присутствуют у управляющих компаний?
Пахомов пояснил, что у каждой организации, которая работает в этой системе, есть свои отделы по работе с дебиторской задолженностью. Цивилизованные механизмы присутствуют - это суд, а далее судебные приставы.
По мнению Пахомова, существует проблема, заключающаяся в том, что зачастую судебные приставы не способны истребовать задолженность. Но в любом случае, механизм этот рабочий и он есть.
Но управляющим компаниям проще передать долги населения коллекторам. Как заметил депутат, в первую очередь они приходят к самым незащищенным слоям населения. «И так или иначе все чаще накаченные ручонки коллекторов тянутся к кнопкам звонков в квартиры наших пенсионеров», - образно обрисовал Пахомов сложившееся положение.
Яровая, в свою очередь, заметила, что взыскание долговых обязательств через службу судебных приставов - это самая правильная эффективная и прозрачная процедура. Так, два года назад на исполнении было 4,5 млн. исполнительных производств и абсолютно большая часть (2,9 млн.) была взыскана.
Депутат пояснила, что передавать долг коллекторам проще, потому что в суде надо доказывать и обоснованность взысканий, а у гражданина появляется право доказательно менять сумму взысканий.
По словам Хованской, через 30 дней у нас будет возможность приступить ко второму чтению, «и чем скорее, тем лучше, потому что каждый день нарушаются права наших избирателей».