18+
  1. Компания «Волгомост» попала под незаконное давление

Компания «Волгомост» попала под незаконное давление

Компания «Волгомост» попала под незаконное давление
Одна из крупнейших в России компаний по строительству мостов, тоннелей и других объектов транспортной инфраструктуры попала в сложную ситуацию. Похоже, что производственная площадка «Волгомоста» приглянулась тем, кто возжелал на ее месте построить элитное жилье. Об этом – в материале, размещенном на сайте ИА «Стрингер».

Проблемы саратовской компании «Волгомост», которая находится на грани разорения и столкнулась с затянувшейся забастовкой рабочих, продолжаются. По некоторым данным, к одному из крупнейших в России мостостроительных предприятий могут быть предъявлены претензии более чем вдвое превышающие стоимость активов. Сотрудники предприятия много месяцев не получавшие зарплату, при поддержке КПРФ вышли в марте на митинг с просьбой передать им контроль над производством. На нем звучала информация о том, что «Волгомост» якобы специально банкротят, а его производственная площадка будет застроена элитным жильем. Коллектив компании уже обращался с президенту с просьбой спасти ее от «травли», которую по мнению сотрудников ведут в первую очередь их бывшие государственные партнеры. Госкомпания «Российские автомобильные дороги» взыскала с банка ВТБ 24 5,6 млрд рублей гарантии, выданной «Волгомосту» под крупный контракт. Тем временем, саратовская компания пытается погасить долги перед рабочими.

Росавтовор

В 2012 году государственная компания «Росавтодор» заключила с «Волгомостом» контракт на ремонт трех участков трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае. Договор был заключен до 31 декабря 2014 года, но был расторгнут заказчиком тремя месяцами ранее. По данным «Росавтодора», подрядчик отклонился от графика работ на месяц. При этом ему уже было оплачен свыше 10 млрд рублей из общей суммы контракта — 19 млрд.

Кроме того, спустя полгода после расторжения контракта, в мае 2015-го в саратовском офисе «Волгомоста» прошла выемка документов в рамках уголовного дела о покушении на мошенничество, возбужденного против руководителя краснодарского филиала Михаила Пенина. По версии следствия, асфальтобетонное покрытие трассы М-4 «Дон», реконструкцией которой занималось предприятие, не соответствовало стандартам, что якобы привело к неэффективному использованию 15 млн рублей из федерального бюджета. В организации считали возбуждение дела незаконным.

Тогда же «Волгомост» распространил открытое письмо коллектива предприятия президенту РФ Владимиру Путину, в котором заявлено о «травле» компании. «Наши расчетные счета в банках арестованы, некоторые госзаказчики пытаются нас обворовать любыми средствами и методами, объемы работ распределяются непонятным образом между сомнительными новичками нашей ключевой отрасли, новая техника простаивает, превращаясь в металлолом. Ввиду резкого снижения заработной платы и систематических задержек с ее выдачей квалифицированные кадры уходят на любую более-менее оплачиваемую работу, зачастую не связанную с их опытом, только чтобы прокормить свои семьи… Никакой поддержки мы не ощущаем, как раз наоборот, словно кто-то проводит целенаправленную деятельность по полному уничтожению „Волгомоста“. На данный момент практически ликвидирован Мостоотряд-83 в Астрахани, на грани развала находятся Мостоотряд-20 в Пензе и Управление механизации в Саратове», — обрисовали ситуацию в «Волгомосте» его сотрудники.

21 марта Арбитражный суд Московского округа удовлетворил кассационную жалобу «Автодора» и подтвердил решение суда первой инстанции. Согласно ему банк ВТБ 24 должен будет выплатить госкомпании 5,6 млрд рублей гарантии, предоставленной «Вологомосту» в рамках контракта. Соответственно эту сумму банк очевидно будет компенсировать за счет своего саратовского партнера в судебном порядке, либо может обратить в свою выгоду заложенное имущество «Волгомоста», если таковое было.

ВТБ 24 и «Волгомост» считали, что контракт с подрядчиком разорван незаконно, а значит подрядчик возвращать аванс не должен. Тяжба длилась довольно долго и с переменным успехом. Например, Девятый арбитражный апелляционный суд отменял в 2015 году решение о взыскании с банка денег в пользу «Росавтодора». Кроме того, «Волгомост» предъявлял к госкомпании свой иск, с требованием признать одностороннее расторжение договора незаконным. Юристы «Волгомоста» отмечали, что уже в ходе выполнения контракта «Росавтодор» не только увеличил планируемый объем работ, но изменил 80% проектов. Верховный суд поставил в этом деле точку, постановив что контракт был расторгнут обоснованно.

Что такое не везет

В феврале у «Волгомоста» произошла еще одна неприятность — предприятие проиграло аукцион на право строить эстакаду в Калининграде стоимость свыше 5 млрд рублей. Оказалось, что «Волгомост» предоставил недействительную банковскую гарантию «Бинбанка».

В то же время 15 марта, через пару дней после митинга бастующих рабочих, «Волгомост» полностью расплатился перед сотрудниками, вернув им задолженность в размере 100 млн 759 тыс. рублей. Выплаты получили 2 тыс. 403 сотрудника.

Как уже писала «СП» 13 марта на Предмостовой площади Саратова состоялась акция протеста рабочих компании «Волгомост», поддержанная горкомом КПРФ. Ранее, в связи с задержками заработных плат с декабря месяца работники подразделения под названием Мостоотряд № 8 коллективно приостановили работу в соответствии с правом, предусмотренным Трудовым кодексом. До этого на Мостоотряде были сокращены около 480 человек. Из оставшихся 300 более двух третей присоединились к забастовке.

В феврале после безуспешных попыток добиться выплат, рабочие энгельсского подразделения — Мостоотряд № 8 сначала забастовали, а потом обратились к КПРФ. На митинге 13 марта, собравшем несколько десятков человек, использовались плакаты с лозунгами: «Рабочий контроль — на ПАО «Волгомост». «Путин! Губят уникальное стратегическое предприятие». «Возродить славу ПАО «Волгомост»», «Волгомост разоряют, специалисты уходят, деньги выводят, прокуратура, правительство, полиция молчат». «Разорение ПАО «Волгомост» — преступление! Где надзорные органы?»

Публичное акционерное общество «Волгомост» — наследник треста основанного в Саратове в 1961 году. В его состав входят восемь мостоотрядов, механизированное и проектное подразделение. Основными видами деятельности акционерного общества являются строительство мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей, подземных дорог и эксплуатация дорожных строений. Компания известна крупными проектами по всей стране. На данный момент предприятию предъявлены претензии кредиторов суммой 20 млрд рублей, в то же время его активы оцениваются в 12 млрд рублей.

Рабочие связывают проблемы со сменой собственника, якобы произошедшей два года назад. В 2004 году совладельцем предприятия (15% акций) стала самарская группа компаний «СОК», оставшиеся 85% были аккумулированы в специально созданном руководством «Волгомоста» некоммерческом партнерстве «Фонд помощи ветеранам мостостроения».

В марте 2011 года группа «СОК» продала «Волгомост» сторонним инвесторам. По данным газеты «Коммерсантъ», новыми владельцами компании стали несколько оффшорных структур, которые издание относило к активам бизнесмена Аркадия Ротенберга. Это же напрямую утверждал портал «Слон». Однако, официально представители Ротенберга связь с «Волгомостом» отрицали и делают это до сих пор.

В феврале 2014 года предприятие перешло от кипрских владельцев в руки нескольких фирм: ОАО «Дмитровский автодор», ТД «Автотрансстрой», производственное предприятие «Устой», «Клинское дорожное ремонтно-строительное управление» и «Подрезково технопарк». Их бенефициаром является предприниматель Туфан Садыгов. Некоторые наблюдатели полагают, что суть смены собственников заключалась в том, что Аркадий Ротенберг, якобы выведя «Волгомост» из оффшоров, приступил к его намеренному разорению. После передачи мостостроительного предприятия Туфану Садыгову, подконтрольная Ротенбергу фирма «Трансстроймеханизация» взыскала с «Волгомоста» долг в размере 165,9 млн рублей и неустойку в 11 миллионов.

Ранее среди крупнейших кредиторов числился Сбербанк, требующий вернуть свыше 1,8 млрд рублей, однако с ним ПАО заключило мировое соглашение. Сейчас в числе крупнейших кредиторов фигурируют «Росбанк» с претензиями свыше 98 млн рублей, АКБ «Связь-банк» — 156 млн рублей. С ходатайствами о банкротстве обращаются и другие кредиторы, чье число постоянно растет.