По некоторой информации, в конце прошлого года в Кремле начала циркулировать некая бумага, в которой приводятся факты перерождения ведомства Шойгу в заурядную бизнес-структуру.
Если это действительно так на самом деле, то выходит, что в то время, как рядовые сотрудники МЧС спасают людей, нередко жертвуя своей собственной жизнью, чиновники министерства зарабатывают деньги. Так, одним из фактов, подтверждающих активное развитие коммерческой составляющей в МЧС, является создание ГУ «Государственная экспертиза МЧС», уникальной в своем роде организации, которая не только проводит государственную экспертизу, но и занимается предпринимательской деятельностью, хотя и существует на бюджетные деньги.
ГУ «ГЭ МЧС» проводит и государственную экспертизу градостроительной документации, и государственную экспертизу объектов и оборудования, предназначенных для противодействия разливов нефтепродуктов. Полномочия в осуществлении экспертизы планов всех уровней ЧС переданы новой организации решением главы МЧС от 13.06.2007 г. N 43-2120-19.
Поскольку теперь согласование, утверждение и экспертиза планов спасения находится под управлением одного министерства, можно подумать, что участь руководителей фирм, которым надо обращаться в МЧС по тем или иным вопросам, стала значительно легче. Однако, не тут-то было.
После того, как была создана филиальная сеть ГУ «ГЭ МЧС», представители этой организации в регионах стали открыто заявлять о том, что для получения положительного результата от «ГЭ МЧС» необходимо оплатить договор еще с одной структурой. К примеру, в 2007 году руководство Приволжско-Уральского филиала ГУ «ГЭ МЧС» предупреждало о том, что необходимо оплатить договор с ЗАО «Фонд промышленной безопасности». Стоимость услуг этого фонда колеблется от 20 тыс. до 200 тыс. рублей. Причем, руководители этих двух организаций - муж и жена.
«МЧС выполняет многопрофильные задачи, в том числе и экспертизу. Вот, к примеру, при прохождении техосмотра экспертизу оплачивает владелец автомобиля. Вы хозяйствующий субъект, и 100% владения у вас в кармане. Если вас проверяют на предмет соответствия уровню безопасности, то, соответственно, это будут делать не за бюджетные деньги, а за ваши. Но другой вопрос, в отдельных регионах есть такого рода связка, когда сотрудники МЧС навязывают свои правила: заключение договора с какой-то организацией, плата не по установленному тарифу и так далее. Это недопустимо. Здесь уже вопрос касается руководства этих организаций - чист или не чист на руку», - заявил «Веку» депутат Госдумы Александр Хинштейн.
Получается, что МЧС открыто навязывает свои правила. Ведь стоимость государственной экспертизы самостоятельно определяет ГУ «ГЭ МЧС». Если посмотреть расценки за разные годы, то стоимость экспертизы значительно выросла. Так, в 2005 году проведение экспертизы плана локального уровня ЧС стоила 2000 рублей, теперь же цена начинается от 30 тыс. рублей. К этой сумме компаниям приходится дополнительно оплачивать еще около 30 тыс. рублей за разработку плана. После этого, по какой-то ведомой только руководству ГУ «ГЭ МЧС» причине, любой план отправляют на повторную экспертизу, цена которой вообще документально не зафиксирована.
Трудоемкость экспертной деятельности определяется объемом документа, а не количеством нефтепродукта, находящегося на объекте. Какая разница для эксперта (экспертной организации) 3, 30, или 3000 тонн НП находится на объекте? По здравому смыслу и опыту иных экспертных организаций - никакой. А в ГУ «ГЭ МЧС» - решающее. Чем больше НП на объекте, тем дороже экспертиза (больше НП - богаче организация). Хороший бизнес. Но почему от имени государства?
«Это ненормальное явление. Президент РФ и премьер говорят на каждом шагу о борьбе с коррупцией. А тут фактически работает схема узаконенной взятки. Ведь с помощью этой экспертизы всегда можно наехать на крупные предприятия. Найти у кого-то ошибки и настоятельно указать на контору, которая поможет за определенную плату», - отметил генеральный директор Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков.
Еще одной «коммерческой гордостью» МЧС является агентство «Эмерком», в сферу деятельности которого входит обеспечение и координация российского участия в международных гуманитарных операциях.
Одним из ярких моментов, которые указывают на коммерческий стержень этой компании, стал доклад управляющего совета Ирака, который был опубликован в «Moscow Times» еще 4 года назад. В данном докладе был приведен список тех, кто обогатился на иракской нефти по программе «Нефть за продовольствие». Не последнее место в этом списке заняло агентство «Эмерком». По данным управляющего совета Ирака, «Эмерком» получил 73,5 млн. баррелей нефти и заработал на этом около $7,6 млн. В 2002 году западные дипломаты обвинили «Эмерком» в получении взяток за схемы с иракской нефтью. МЧС опровергло эту информацию и заявило, что «Эмерком» не нарушал постановлений ООН в отношении Ирака, на чем все и закончилось.
Последняя проверка Счетной палатой России использования «Эмеркомом» средств федерального бюджета выявила ряд нарушений. В частности, допускались нарушения в ведении бухгалтерского учета и несвоевременно представлялись структурными подразделениями МЧС России отчеты об использовании выделенных им внебюджетных средств. Также нарушались требования Федерального закона № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» и указа президента РФ № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».
Помимо этого, Счетная палата пришла к выводу, что прибыль, полученная от реализации нефти, и кредит банка использованы Генеральной дирекцией по строительству объектов МЧС в сумме 35310 тысяч рублей на строительство объектов, не предусмотренных Программой развития Российского центра подготовки спасателей на 2000 год. К этому добавим, что денежные средства в сумме 1322,2 тысяч рублей, выделенные ОАО «Роснефть» на благотворительные цели, использованы не на цели по обустройству перемещенных лиц Северо-Кавказского региона. Кроме того, в ходе проверки не подтверждено фактическое выполнение работ по разминированию территории Хорватии, оплата которых произведена за счет внебюджетных средств в сумме $60 тыс.
«Для того, чтобы прекратить такое перерождение ведомств, необходимо усиление законодательства, чтобы ни при какой государственной структуре не было коммерческих организаций. Ведь фактически такими путями чиновники, в том числе и МЧС, обналичивают свои властные полномочия, - считает Валерий Хомяков. - Мы много говорим о разделении власти и бизнеса, а на деле ничего не делается. Если этому дадут ход, то для сотрудников прокуратуры найдется много работы по отношению к МЧС».