Связана эта громкая отставка со скандалом вокруг дела «Оборонсервиса». В ходе расследования громкого уголовного дела о нецелевом расходовании бюджетных средств, выделенных ОАО "Российские космические системы" (РКС) на создание Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), подтвердилось, что руководство организации похитило не менее 6,5 млрд. рублей. Затем пришла очередь космической индустрии.
Генеральный конструктор системы ГЛОНАСС Юрий Урличич лишился своей должности. Следствие подозревает, что именно Урличич причастен к многомиллиардным хищениям при создании российской навигационной системы. Потерять где-то в офшорах 6,5 миллиардов рублей Урличичу позволило крайне удачное совмещение должностей: генконструктор ГЛОНАСС занимал еще пост гендиректора Российских космических систем. Агрессивный пиар ГЛОНАССу не помог.
И вот, по некоторым данным, следователи прокуратуры заинтересовались ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П.Королева» во главе с Виталием Лопотой. Та самая РКК, которой удалось удивить всю страну, чуть не приняв в эксплуатацию ракетные агрегаты, склепанные в самарских гаражах.
РКК - невеселые старты.
«Энергия», с момента своего создания в начале 90-х, всегда стояла или пыталась позиционировать себя, как некое главное космическое ведомство. Еще при прежнем главе Роскосмоса Юрие Коптеве, она постоянно боролась за «место под солнцем» с другими грандами российского космоса, например, Центром им. Хруничева.
Но – прежние руководители ракетных корпораций и центров имели еще советскую привычку не «накачивать» температуру конфликтов и умели договариваться. Все изменилось с приходом в ГКНПЦ им. Хруничева харизматичного Владимира Нестерова и в РКК «Энергия» Виталия Лопоты. Первый поплатился должностью за серию космических аварий, включая последний неудачный запуск спутников "Экспресс-МД2" и Telkom 3, которые не дотянули до расчетной орбиты и превратились в космический мусор. Ущерб для государства исчисляется миллиардами рублей.
Лопота свою должность, пока, сохранил. Под его руководством «Энергия», например, приняла участие в нескольких «громких» международных проектах, типа «Морского Старта».
Почти параллельно с этим появилась информация о горячем интересе к деятельности РКК прокуратуры Самарской и Московской областей. Как писал Коммерсантъ, в 2008 году ЗАО «Волжское конструкторское бюро ракетно-космической корпорации “Энергия” им. С. П. Королева» (ВКБ РКК «Энергия», дочернее предприятие ОАО «Ракетно-космическая корпорация “Энергия”» в Самаре) получило заказ от головного офиса на изготовление оборудования для ракетно-космических комплексов. В частности, речь шла о блоках холодной продувки и заливки терморегулирования и вакуумирования (для модернизации ракетоносителя «Союз»). В свою очередь, ряд деталей самарское предприятие заказало у ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С. М. Кирова» в рамках гособоронзаказа. Как пояснил “Ъ” Алексей Окатьев, военный представитель Минобороны РФ подполковник Горбунов, «достоверно зная о том, что на заводе работы по изготовлению блоков не проводились», подписал акты о приемке изделий. Из документов также следовало, что данные детали соответствовали условиям технической документации. Однако в ходе испытаний, которые состоялись еще в 2009–2010 годах, оказалось, что детали имеют признаки контрафактной продукции. В результате разбирательства в Самаре по данному факту было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего заместителя генерального конструктора ЗАО ВКБ РКК «Энергия» Михаила Фирстова. По версии следствия, он отдал производство сторонней компании «Энком», которая была аффилирована с его родственниками. Там «буквально в гаражных условиях» были произведены контрафактные блоки для ракет. После этого детали были отправлены на Усть-Катавский вагоностроительный завод, где их промаркировали и выдали за собственную продукцию.
А тут еще появился запрос одного из подразделений Прокуратуры Московской области N 4-255 в-2012 от 19.11.2012 г. с длинным перечнем вопросов, по-своему очень хорошо освещающих нелегкую историю провалов высшего менеджмента «Энергии».
Так целая группа вопросов адресуется прокуратурой к В.Лопоте по поводу «взаимодействия» «Энергии» с крупнейшим производителем ракетных двигателей НПО «Энергомаш». Суть в том, что РКК, похоже, как-то ловко вклинился в продажу на внешнем и внутреннем рынках одних из самых мощных «движков» первой ступени РД171М. Именно поэтому главе РКК предлагается ответить на стандартные вопросы о том, на какое основании была создана управляющая компания, контролирующая «Энергомаш», кто формировал цену и т.д. Проблема в том, что, как знают опытные люди – за каждым из подобных невинных вопросов, может маячить «статья».
Но самый тяжелый для руководства «Энергии» блок вопросов «прокурорские» подготовили по неоднократно уже упоминавшемуся Морскому Старту. Проекту, который «Энергия», по общему мнению, просто завалила. И теперь ей, устами, а точнее перьями своих юристов и экономистов придется детально отвечать на вопросы, не только о структуре доходов проекта и собственности на его активы. Это еще полбеды. А, вот, объяснить чем занимается целое созвездие компаний – ИК Трансфер, ИК Развитие, ООО Энергия Ложистикс» и другие в, неуклонно планирующем к новым убыткам проекте, весьма тяжело. И уж, совсем непросто ответить на вопросы о долговом бремени и кредитных обязательствах «Энергии» и «Морского Старта». Похоже, что за этими цифрами, могут маячить новые отставки, скандалы, а, может быть и аресты в космической индустрии.
Немного истории.
Для участия в проекте «Морской старт» в 1995 году объединились американский «Боинг», российская РКК «Энергия», норвежский «Кварнер» и украинские «Южмаш» и КБ «Южное». Как писали тогда СМИ, идея проекта, состояла в том, чтобы на специальной плавучей платформе доставлять ракету-носитель ближе к экватору, где можно наиболее эффективно использовать скорость вращения Земли для запуска. С плавучего космодрома было осуществлено 33 запуска. Из них – 31 удачно. Но, несмотря на это, в 2009 году «Морской старт» подал заявление о добровольном банкротстве. Сумма долгов, по разным данным, составляла на тот момент от 500 миллионов до миллиарда долларов США.
Кроме этого, возникли финансовые претензии между партнерами по проекту. Как писала «Независимая газета», «Боинг» подал на РКК иск о взыскании долга в сумме 112 млн. долл. Сходная задолженность имелась у РКК и перед компанией «Кварнер». Проект пришлось банкротить.
«В результате процедуры банкротства большая часть долгов была заморожена, а компания реорганизована – вместо неё появилось несколько новых взаимосвязанных компаний. Встал и вопрос о новом лидере проекта – инвесторе, который смог бы вложить в обновлённую структуру 140 миллионов долларов, а главное – вывести «Морской старт» на прибыльный режим работы. То есть гарантированно осуществлять не менее четырёх-пяти запусков ежегодно. В конце 2010 года на эту роль неожиданно стала претендовать – и, в конце концов, получила её – уже единожды оступившаяся «Энергия». Надо понимать, что свой второй шанс корпорация получила не без поддержки государства, не желавшего утрачивать лидерство в космической отрасли…
Для возобновления проекта РКК создала замысловатую корпоративную структуру, включающую в себя российские компании «Энергия-Оверсиз» и «Энергия-Лоджистикс», их американские клоны с такими же названиями и ещё несколько «дочек» в швейцарской, люксембургской и иных благодатных юрисдикциях. А затем – прибегла к масштабным заимствованиям» - писали журналисты «Парламентской газеты».
Минуло два года – время подводить итоги? Они ужасают. По данным РГ, С 2009 по 2011 год с морской платформы были произведены всего два запуска. Первого июня 2012 года с плавучей пусковой платформы "Одиссей" из экваториального района Тихого океана была запущена российско-украинская ракета космического назначения "Зенит-3SL" с разгонным блоком "ДМ-SL" и телекоммуникационным спутником Intelsat-19.
Кроме того, международный консорциум "Морской старт" планирует осуществить запуски американского и европейского телекоммуникационных космических аппаратов в конце 2012 - начале 2013 годов.
Допустим даже, что планы успешно реализуются – в сумме мы получим пять запусков, что вроде бы удовлетворяет Плану реорганизации – «более четырех». Но это же – в год, а тут – за ТРИ года! А больше гарантированных заказов в портфеле «Морского старта» нет. И если менеджмент проекта и дальше будет вести дела подобным манером, наверняка, их и не предвидится…
Впрочем, в недавнем интервью российским СМИ генеральный директор компании Sea Launch AG Сергей Гугкаев текущее состояние дел (два старта в 2012 году с третьим в перспективе) пытается преподнести в качестве неоспоримого успеха. Но в чем же успех, если по результатам аудиторской проверки, проведенной компанией PricewaterhouseCoopers AG, деятельность по проекту «Морской старт» принесла по итогам 2011 года чистый убыток более 116 млн. долл. С тех пор ситуация только ухудшилась, и убытки продолжают расти.
Каковы же будут убытки в следующем году, с единственным запуском? Для подсчетов довольно калькулятора и знания арифметики начальных классов средней школы. Предположить, что господин Гугкаев не посещал школу, трудно. Для чего же он так дешево публично топит и подставляет материнскую компанию – РКК «Энергия»?
«Энергия» с «желто-блокитным» отливом
На фоне обвального падения доходов от проектов, российское ракетное ведомство с трогательной добротой демонстрирует невероятную заботу о коллегах из братской Украины. Им прощается почти все, и от них не требуют почти нечего, тем более, что деньги не свои, а банков. Портал «Вслух» буквально на днях озвучил следующие цифры: неоплаченная задолженность «Энергии» перед украинским «Южмашем» за изготовление ракет-носителей по итогам 2012-го составит почти 30 млн. долларов. Общая сумма неоплаты включает 6,3 млн. долларов за системы управления, 5,44 млн. долларов за камеры сгорания двигателей, 2,54 млн. долларов за сами двигатели и 15,59 млн. долларов за изготовление и сборку ракет-носителей. Этих денег в бюджете РКК нет.
В свою очередь, и «Южмаш» задолжал «внучке» РКК – компании Энергия-лоджистикс - более 136 млн. долл. США (по Дополнительному соглашению №15 от 12.11.2010 к Базовому подрядному соглашению от 02.04.1996). Обещают отдать ракетами – после возврата денег, подразумевается.
Но не будем забывать, что у продукции машиностроения есть срок хранения, после которого заказчики, за чьи деньги должен происходить «банкет» с полным правом могут сказать, де мол сдавайте ваше старье в утиль, а нам давайте «свежую» машину. Такие упражнения с «миллионами» похоже потопят не только РКК Энергия, под чьи поручительства весь этот проект усиленно кредитуется, но вполне могут пробить брешь в программах «Роскосмоса». Но его руководители, похоже, слишком увлеклись решением кадровых вопросов в Глонассе.
Практика показывает, что подобная неразбериха в платежах и долгах возникает именно там и тогда, когда в ее мутной водице можно «поймать» что-то сладенькое. Или помочь в этом партнерам из соседней республики…
Я кредитов не боюсь
Впрочем, у РКК «Энергия» есть партнеры и более серьезные, не заплатить которым – смерти подобно. Например, американский «Боинг», который за свою часть работы по злополучному, уже однажды обанкротившемуся проекту «Морской старт» требует свои 9 млн. долларов. Эту сумму точно придется изыскать. Где?
По самым скромным подсчетам журналистов «НГ», ОАО «РКК «Энергия» уже набрало кредиты у банков на сумму более 250 млн. долл. – либо действуя напрямую, либо через свои «дочки» и «внучки», но под поручительство головного предприятия. Кредиты брались участвующими в проекте компаниями у РосЕвроБанка (45 млн. долл.), Международного банка экономического сотрудничества (IBEC, 12 млн. евро), АКБ «Город» (3,45 млн. долл.), ИКБ «РИА-банк» (4,0 млн. долл.), АИБ «Ипотека-Инвест» (2,75 млн. долл.), банка «Возрождение» (1,4 млрд. руб.), у Собинбанка (2,678 млрд. руб.) и других. Ставки по кредитам доходят до 10% и выше. Одно обслуживание (комиссии и проценты) этих кредитов, по данным «Парламентской газеты», съедает в год не менее 25 млн. долл. При этом срок погашения почти по всем кредитам приходится на 2012–2013 годы.
Учитывая реальное положение с законтрактованными пусками и длительность производственного цикла, можно не сомневаться, что финансовые результаты по итогам 2012 и 2013 годов будут не лучше, чем в прошлом году. Более того, по всем данным, прогнозируемый чистый убыток деятельности по проекту «Морской старт» достигнет к концу 2013 года размера более 300 млн. долл. со всеми вытекающими последствиями как для самого проекта, который ждет неминуемое новое банкротство, так и для его основного акционера – заемщика и поручителя по банковским кредитам – ОАО «РКК «Энергия».
На основании данных, содержащихся в том же отчете PricewaterhouseCoopers, «Морской старт» будет испытывать все возрастающий дефицит финансирования и потребует уже в 2013 году новые кредитные вливания в размере не менее 200 млн. долл. без учета средств для погашения действующих кредитов. А это еще один непосильный груз, тянущий проект на дно финансовой пропасти.
Единственным выходом для наших космических «генералов» из этого положения остается «набор» все новых и новых кредитов, причем, как правило, краткосрочных. С учетом того, что источника возврата кредитов внутри проекта нет, менеджмент постоянно занят поиском новых банков для перекредитования.
Но что самое удивительное – находятся и те, кто эти кредиты дает. Предположить, что банкиры сошли с ума? Вовсе нет. Банкиры вполне себе на уме, и деньгами зря не бросаются. На их решения влияет не только бывший высокий статус «Энергии», но и будущий. Статус, который, в качестве остатка былой российской космической славы, судя по всему, будет сохранен поистине «любой ценой».
«Под убыточный проект «Морской старт» РКК «Энергия» уже набрала кредитов на сумму более 250 млн. долларов. И продолжает заниматься тем же самым. Так, например, БИН-банк предлагает РКК кредит в 25 млн. долларов на 4 года. Правда, по драконовской ставке 12,4%, что принесет дополнительные убытки в размере более 12,4 млн. долларов. С кредитом, якобы, готов помочь и Сбербанк – обещают до 50 млн. долларов. А с Собинбанком сейчас обсуждается бридж-финансирование в размере до 40 млн. долларов - начиная уже с ноября. Более того, это финансирование уже учтено во всех планах РКК как состоявшееся… Еще бы – без него просто прекратятся все платежи! На что же надеются банки – на чудо?» - пишет «Вслух.ру».
Отнюдь нет. На чудо надеется бессменный рулевой корпорации Виталий Лопота, и чудо это, видимо, кредитная линия в 200 млн. долларов. Украинское социально-политическое СМИ «Вести Приднепровья» уже писало, что теперь судьба «Морского старта» будет зависеть от дочернего предприятия РКК «Энергия» - Energia Overseas Ltd. (EOL), которое взяло на себя обязательство предоставить 30 млн. долларов на эксплуатационные расходы консорциума, внести 140 млн. долларов в акционерный капитал и обеспечить компании доступ к оборотному капиталу еще на 200 млн. долларов.
Но, судя по всему, даже Лопота прекрасно понимает, что дополнительные деньги взять неоткуда. Просто мистика какая-то! Ведь, если перевести ее в рубли, мы получим уже не раз царапнувшие наш слух шесть с половиной миллиардов…
Но впрочем, довольно лирики. Пусть подсчетом денег занимается Счетная палата, а правомерностью их расходования – МВД. Мы же пока задумаемся вот о чем: эти 6,5 млрд. в отличие от предыдущих двух «партий», пока еще не украдены. Но не стоит забывать, что в банках работают крайне практичные люди, реалисты. Они прекрасно понимают, что государство вряд ли согласится «отказаться» от своей славной космической отрасли, даже если она превратится в полное бесславие. Государство покроет даже самый топорный менеджмент РКК «Энергия», и любые ее долги. Ну, разве что, вслед за Сердюковым и Урличичем отправятся в отставку Лопота с Гугкаевым. Но денег они не вернут – как не вернули и первые двое…
Откуда же возьмутся деньги? Известно откуда – из бюджета, из налогов, а точнее – из наших с вами карманов. И выйдет довольно кругленькая сумма – примерно по пятьдесят рублей с каждого из ныне живущих россиян, начиная от грудных младенцев и заканчивая пенсионерами… Не знаю как вам, а мне и 50 рублей жалко потратить на покрытие грехов боссов головного космического предприятия страны.