Соответствующее заключение подготовило силовое ведомство, рассказал источник в правительстве. Вице-премьер Аркадий Дворкович подтвердил «Известиям», что вопрос участия компаний с зарубежным капиталом в покупке АТФ будет рассматриваться правительственной комиссией по контролю за иностранными инвестициями в среду, 28 ноября.
ЗАО «Русская рыбная компания» — стопроцентная «дочка» ОАО «ГК «Русское море». В июле Федеральная антимонопольная служба сообщила, что не может удовлетворить ходатайство группы «Русское море» о покупке 100% Архангельского флота, поскольку такая сделка требует согласования по закону об иностранных инвестициях. Дело в том, что рыболовецкая отрасль относится к стратегическим — иностранным компаниям нельзя владеть квотами на добычу водных биоресурсов. Помехой стала структура собственности группы — с 2011 года 60,9% акций «Русского моря» принадлежит кипрской RSEA Holdings Limited (Кипр), которая принадлежит на паритетной основе совладельцу нефтетрейдера Gunvor и газовой НОВАТЭК Геннадию Тимченко и основателю «Русского моря» Максиму Воробьеву. С такой же проблемой столкнулась и Русская рыбная компания. Обе сделки требуют одобрения правительственной комиссии по иностранным инвестициям и всех заинтересованных ведомств.
Источник в правительстве рассказал «Известиям», что ФСБ и Минсельхоз не возражают против участия «Русского моря» и Русской рыбной компании в приватизации АТФ. Правда, оба ведомства рекомендуют правительственной комиссии возложить на заявителей определенные обязательства, в частности обязать сохранить целостность флота и не допустить сокращения численности работников.
Кроме того, Минсельхоз ждет от нового собственника АТФ действий по сохранению добычи низкорентабельных видов рыб, а также запрещает перепрофилировать грузовые терминалы в Архангельске и менять место базирования (на порт Мурманск). Минсельхоз не хочет, чтобы остановились предприятия береговой переработки в Архангельске. В Минсельхозе на захотели комментировать свое решение.
ФСБ в большей степени волнует вопрос возникновения угроз безопасности государства, там считают необходимым обязать нового владельца выполнять работы по поддержанию мобилизационных мощностей.
— На случай войны у всех больших государственных предприятий есть мобилизационные мощности. У шинников это специальные станки, на которых делают шины для БТР и танков, у моряков — корабли, которые могут использоваться в качестве военных судов. АТФ поставляет достаточно большое количество рыбы военным, морякам, соответственно, у флота стоит оборудование, на котором можно делать консервы для военных нужд, — предполагает сотрудник «Русского моря».
Кроме того, ФСБ ждет от компании-заявителя бизнес-плана по развитию флота в части объемов добычи в будущем, обновления оборудования и окупаемости.
— В чем подозревают СЗРК [Северо-Западный рыбопромышленный консорциум] или мурманчан [Мурманский траловый флот]? В том, что они пустят корабли в металлолом, возьмут флот себе и начнут своими кораблями всё ловить. У нас в отличие от СЗРК нет своих кораблей и инфраструктуры, а их интересуют только квоты, — говорит источник в «Русском море».
Заместитель главы Росрыболовства Александр Савельев* сказал «Известиям», что его ведомство также активно выступает за сохранение инфраструктуры, рабочих мест, перерабатывающих фабрик, то есть всего того, что не позволит компании сразу после приобретения уехать в Мурманск, который является незамерзающим портом.
В пресс-службе «Русского моря» ответили, что предъявленные ведомствами требования адекватны. Но сообщать свое окончательное мнение до решения правительства не стали.
АТФ на 100% принадлежит государству и был внесен в план приватизации госимущества на 2012 год. Стоимость АТФ, по разным оценкам, может составлять от 1 млрд рублей (с учетом долгов, социальных обязательств и других возможных обременений) до более чем 4 млрд рублей (с учетом имеющихся у компании крупных квот на вылов рыбы). Банком-агентом по подготовке приватизации АТФ Росимущество назначило Газпромбанк, который в мае предлагал три варианта приватизации — конкурс с предквалификацией, аукцион и продажу единственному покупателю. В СЗРК тогда заподозрили, что на стадии предквалификации участников конкурса Газпромбанк хочет отсеять всех претендентов, кроме «Русского моря». Окончательного решения по срокам приватизации и форме (аукцион или конкурс) еще не принято.
АТФ, основанный в 1920 году, является старейшим флотом на севере России. В его состав входит 20 рыболовецких судов и береговая инфраструктура — склады-холодильники, рыбоперерабатывающий завод. Основной вид деятельности — добыча трески, сельди, скумбрии и мойвы. Чистая прибыль компании в 2011 году составила 138 млн рублей (в 2010 году компания зафиксировала убыток 7,1 млн рублей). Выручка в 2011 году составила 3,2 млрд рублей, что на 20% превысило уровень предыдущего года».
24 октября в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Резиденту разрешили потралить на Родине» говорилось: «ФАС предложил правительству согласовать сделку по продаже ОАО «Архангельский траловый флот» (АТФ) компании ОАО «ГК «Русское море». С 2011 года 60,9% акций «Русского моря» принадлежат RSEA Holdings Limited, совладельцами которой с 50% акций является совладелец нефтетрейдера Gunvor и компании НОВАТЭК Геннадий Тимченко. Вторым совладельцем компании является Максим Воробьев — брат руководителя центрального исполкома «Единой России» Андрея Воробьева. Соответствующие материалы ФАС как уполномоченный орган внесла на рассмотрение правительственной комиссии по иностранным инвестициям в стратегические отрасли, рассказал источник в правительстве.
В «Русском море» поясняют, что решение о своем участии в аукционе по продаже АТФ примут после анализа его условий, часть которых были озвучены уполномоченным банком (Газпромбанк) 23 октября на слушаниях в Минэкономики. Основным соперником «Русского моря» на аукционе станет ООО «Вирма» — соучредитель НП «Северо-западный рыбопромышленный консорциум». В СЗРК опасаются, что правительство не поддержит предложение ФАС о проведении аукциона и продаст компанию через конкурс, по условиям которого СЗРК может быть не допущена к торгам. Чтобы «Русское море» не оказалось единственным участником конкурса или аукциона, в конце сентября заявку на согласование покупки АТФ направила в ФАС и 100%-ная дочка «Русского моря» — ЗАО «Русская рыбная компания», которая также, по данным «Известий», получила «добро» антимонопольной службы на покупку актива в случае победы на аукционе.
АТФ был основан в 1920 году — это старейший флот на севере России. В его состав входит 20 рыболовецких судов и береговая инфраструктура — склады холодильники, рыбоперерабатывающий завод. Основной вид деятельности — добыча трески, сельди, скумбрии и мойвы. По данным СПАРК, чистая прибыль АТФ 2011 году составила 138 млн руб (в 2010 году компания зафиксировала убыток в 7,1 млн руб). Выручка за вычетом НДС в 2011 году составила 3,2 млрд рублей, что на 20% превысило уровень предыдущего года.
Стоимость компании по разным оценкам может составлять от 1 млрд руб (с учетом долгов, социальных обязательств и других возможных обременений) до более чем 4 млрд руб (с учетом имеющихся у компании крупных квот на вылов рыбы). АТФ на 100% принадлежит государству и был внесен в план приватизации госимущества на 2012 год. Банком-агентом по подготовке приватизации АТФ Росимущество назначило Газпромбанк, который в мае предлагал три варианта приватизации — конкурс с предквалификацией, аукцион и продажу единственному покупателю. В СЗРК тогда заподозрили, что на стадии предквалификации участников конкурса Газпромбанк хочет отсеять всех претендентов, кроме «Русского моря». В ФАС с пониманием отнеслись к беспокойству компании и выступили в поддержку аукциона. По информации «Известий», соответствующие предложения содержатся в материалах ФАС, направленных в правительство.
На прошедших 23 октября общественных слушаниях в Минэкономики Газпромбанк озвучил предложения по условиям продажи: это будет аукцион, покупатель должен иметь оборот не менее 500 млн руб. в 2011 году, не иметь просроченной задолженности и иметь опыт работы в отрасли и квоты на вылов рыбы (или заниматься ее переработкой и консервированием).
— Пока мы не получали оповещение об условиях проведения сделки, — заявил «Известиям» представитель «Русского моря» Илья Власенко.
Он указал, что компания воздержится от официальных заявлений об участии в аукционе или конкурсе до изучения условий продажи. В числе обременений могут оказаться обязательства по решению социальных проблем или по развитию флота, что будет необходимо учитывать при рассмотрении вопроса о покупке актива. Между тем в СЗРК по-прежнему обеспокоены вопросами дискриминации.
— До нас доходит информация, что сегодняшний агент в лице Газпромбанка пытается согласовать с Росимуществом такие условия продажи АТФ, которые очень подходят только одной компании, — заявил «Известиям» президент СЗРК Геннадий Миргородский. По его словам, для государства, как и для любого собственника при продаже имущества, главным должен являться вопрос цены, соответственно, самым оптимальным способом продажи является аукцион. Государство же начинает выдвигать какие-то квалификационные требования, по выручке или по объему переработки, сетует Миргородский.
В СЗРК также воздержались от оценки компании, отметив, что информация о долгах АТФ, а также об обременениях, которые государство наложит на нового владельца, до сих пор не раскрывается.
В Росрыболовстве категорически возражают против продажи АТФ через аукцион, полагая, что это может привести к массовым увольнениям сотрудников АТФ и создаст социальные проблемы.
— Если ФАС решила, что это будет аукцион, то она неправа дважды, — заявил «Известиям» глава пресс-службы «Росрыболовства» Александр Савельев. Он пояснил, что аукцион действительно может принести государству максимум прибыли, но в перспективе создаст другую проблему. По его словам, на следующий день после покупки на аукционе новый собственник АТФ выведет флот в Мурманск, что гораздо рентабельнее с точки зрения промысла и логистики, но тем самым он отрежет всю «социалку» в виде устаревшего холодильника и перерабатывающих мощностей, оставив без работы 350 семей. Поэтому для государства целесообразнее провести конкурс, по условиях которого вместе с вкусным активом собственник возьмет на себя обременения в виде той инфраструктуры и тех рабочих мест, которые сейчас находятся в Архангельске.
В Росрыболовстве добавили, что эта позиция высказывалась трудовым коллективом АТФ и была поддержана Администрацией Архангельской области и президентом Владимиром Путиным.
В какой форме будет проходить приватизация АТФ — в форме конкурса или аукциона — будет решать правительство. Предполагается, что критерии допуска компаний к участию в конкурсе или аукционе, озвученные Газпромбанком, будут одобрены правительством и опубликованы на сайте Росимущества до 26 октября», - писали «Известия».
Российские СМИ пристально следят за предполагаемым процессом «возвращения» Геннадия Тимченко на Родину. По мнению журналистов, такое «перебазирование» может быть связано с обострившимся на Западе интересом к практикам ведения бизнеса нефтетрейдером Gunvor.