Работы на 46 объектах в Крыму, строительство которых было запланировано в рамках ФЦП, приостановлены или заморожены. Примерно половина из них – детсады, степень готовности от 15% до 95%. При этом убытки бюджета уже составили около 1,6 млрд. рублей. Как заявил руководитель Республики Крым Сергей Аксенов, эксперты рассматривают 336 дел о нанесении ущерба бюджету, по результатам расследования будут приниматься решения о санкциях в отношении подрядчиков. По словам министра строительства и архитектуры Республики Крым Михаила Храмова, планируется консервация 29 объектов. В основном речь идет о проектах, которые были начаты в 2016-2017 годах, но впоследствии возникли проблемы с недобросовестными подрядчиками. Храмов отметил в разговоре с журналистами, что работы могут быть возобновлены в 2021 году, а завершены уже в 2022-м, в зависимости от технического состояния того или иного объекта.
За масштабную ревизию ФЦП взялся и вице-премьер Марат Хуснуллин, прогнозируя продление ФЦП на три года. Он предложил принять новую редакцию программы, из которой будут изъяты остановленные объекты, изменены сроки и бюджеты по отдельным проектам. Так, к примеру планируется не включать в новую редакцию строительство очистных сооружений и разводящих коллекторов в селе Курортном, стоимость которых составляет 659 млн. рублей. Стоимость строительства индустриального парка в Севастополе будет уменьшена на 114 млн. рублей, укрепление берега в районе Аршинцево в Керчи - на 131 млн. рублей. Работы по ряду объектов будут перенесены на следующие годы, как, например, строительство онкодиспансера и больницы скорой помощи в Севастополе, реконструкция улиц Евпатории, строительство жилья и школы в Керчи, а также коллектора на озере Мойнаки.
Достаточно привести всего лишь несколько примеров объектов, которые так и не удалось реализовать в рамках ФЦП. Так, в Судаке начал разваливаться недостроенный дом для реабилитированных. На него уже было потрачено около 160 млн. рублей, но работы на объекте были остановлены. В Алуште два года не могут сдать детсад, включенный в ФЦП. Разрушающееся в ожидании реконструкции здание рассчитано на 300 человек. Тогда как в Алуште 565 детей ждут очереди в детский сад. Росказначейство выявило нецелевое использование более 200 млн. рублей, выделенных на реконструкцию по ФЦП набережной имени Терешковой в Евпатории. Вице-премьер Республики Крым Евгений Кабанов, курирующий сферу строительства в регионе, заявил, что контракт с подрядчиком, который «работал» на бумаге и впустую тратил бюджетные деньги, расторгнут и государству снова придется выделять деньги из бюджета на проектирование и реконструкцию объекта.
ООО «Уральская строительная компания», проводившая работы по реконструкции сетей водоснабжения в поселке Оленевка Черноморского района, бросила объект и не выходит на связь, стоимость работ составляла 145 млн. рублей. Но Храмов убежден, что поиск нового исполнителя строительных работ не займет много времени.
Республиканские власти законсервировали недостроенное здание «Центра полиэтнической культуры молодежи при Крымском инженерно-педагогическом университете». Подрядчик – компания ООО «СтройКомТех» – обещал возвести объект за 2,5 года, то есть сдать его летом 2019 года. Но к указанному сроку первая очередь была готова лишь наполовину. Срок сдачи сдвинули на декабрь. Но осенью выяснилось, что с января по август 2019 года 62 сотрудника компании не получали зарплату, задолженность превысила 1,8 млн. рублей. В это же время претензии компании начали предъявлять поставщики. В результате в октябре стройка остановилась. Этот же подрядчик, компания ООО «СтройКомТех», получил подряд на строительство мемориального комплекса на станции Сирень в Бахчисарайском районе, который должен был стать «символом возрождения реабилитированных народов Крыма». Мемориал, на который выделено 339 млн. рублей, должны были сдать к 18 мая 2019 года – 75-й годовщине депортации, но практически весь прошедший год стройка не велась. В настоящее время контракты на оба объекта с подрядчиком расторгнуты.
В Симферополе был запланировано строительство канализационного коллектора глубокого заложения длиной 17 км и стоимостью около 10 млрд. рублей. Подрядчик - «Тоннельгеострой». Работы должны начаться в марте 2020 года. Как сообщила в феврале начальник департамента капитального строительства администрации города Симферополя Алла Кудряшова, около 2,2 млрд. рублей предусмотрены на строительно-монтажные работы, но могут быть не освоены из-за ошибок в проекте.
Между Аксеновым и Хуснуллиным нет согласия по вопросу о том, кто именно должен заканчивать уже запущенные объекты и в дальнейшем реализовывать ФЦП. По мнению Аксенова, надежнее передавать такие подряды местным строительным компаниям, которые, несмотря на большое количество недостатков, заканчивают проекты. Хуснуллин, который имеет большой опыт работы с крупными строительными компаниями федерального масштаба, в свою очередь, убежден в том, что многие из них готовы начать работу на полуострове в ближайшее время, достаточно только прекратить им препятствовать.
По словам первого заместителя губернатора Севастополя Дениса Солодовникова (его в составе команды нового губернатора Михаила Развожаева назначили в сентябре 2019 года), в городе ФЦП выполнена не более чем на треть, и поэтому сроки завершения по ряду объектов уже перенесены на 2021-2022 годы. Севастопольский журналист Давид Аксельрод сообщил, что, к примеру, в парке Победы подрядчик сменился несколько раз, вторая очередь реконструкции перенесена на 2020-2021 годы, а стоимость пришлось увеличить на 500 млн. рублей. Работы по реконструкции Исторического бульвара были приостановлены в конце прошлого года из-за конфликта подрядчика и субподрядной организации, который решался в суде, и забастовки рабочих. На момент остановки работ они были выполнены не более чем на 30%, при этом из запланированных 434 млн. рублей уже выплачено 307 млн. рублей.
Широкую огласку получила история с канализационными очистными сооружениями «Южные» в Севастополе. В 2017 году тогдашнее правительство города оплатило банковскую гарантию по проекту в сумме 2 млрд. рублей для АО НПП «Биотехпрогресс». Деньги поступили в «ОФК Банк», который в 2018 году был признан банкротом. После длительного судебного процесса с подрядчиком контракт был расторгнут весной 2019 года. Поиск подрядчика продолжается, стоимость проекта увеличена еще на 2 млрд. рублей.
Как отмечает руководитель фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов*, пять лет – недостаточный период, чтобы полностью перестроить управленческую вертикаль на полуострове, это и является основной причиной проблем с реализацией ФЦП. Эксперт считает, что в Севастополе ситуация хуже, чем в Крыму в целом. «В Севастополе только третий руководитель города за пять лет наконец хотя бы попытался создать нечто вроде «коалиционного правительства», взяв в свою команду не только «приезжих» чиновников и своих бывших подчиненных из ОНФ, но и местных. До этого в Севастополь попросту высаживали «десант» москвичей, но этот путь тупиковый – всех исполнителей, вплоть до последнего чиновника, таким способом поменять невозможно», – отметил Смирнов.
По информации и.о. руководителя ГСУ Следственного Комитета России по Республике Крым и Севастополю Владимира Терентьева, в 2019 году в СКР поступило 9 сообщений о преступлениях, связанных с реализацией ФЦП (по всем из них возбуждены уголовные дела), а всего в производстве находилось 19 уголовных дел данной категории. И хотя Кабанов прогнозирует, что «в ближайшее время начнутся посадки», об том заявляли и ранее. В октябрьском интервью ТАСС Аксенов признал, что, начиная с 2016 года, ни один подрядчик не был привлечен к ответственности за брошенные объекты ФЦП с общим ущербом 1,6 млрд. рублей.
В конце января этого года в дирекции по управлению ФЦП сообщили, что в 2020 году Республика Крым получила на реализацию ФЦП более 77 млрд. рублей, Севастополь - около 19,7 млрд. рублей. Для сравнения: в 2019 году Крыму было выделено 70,59 млрд. рублей (кассовое исполнение по программе составило 92,26%), Севастополю - 13,55 млрд. рублей (город освоил 64,66%).