Великая пролетарская культурная революция явилась периодом десятилетнего политического и социального хаоса, вызванного Мао Цзэдуном, чтобы использовать народные массы для восстановления своего контроля над коммунистической партией.
До сих пор историки изо всех сил стараются понять все, что произошло в этот период. Однако в настоящее время считается, что Мао начал «революцию» в мае 1966 года, чтобы уничтожить своих врагов, распуская партию.
Когда массовая мобилизация началась, партийные газеты изображали ее как эпохальное сражение, которое дает новую жизнь социализму. «Как красное солнце встает на востоке, так и беспрецедентная Великая пролетарская культурная революция освещает землю своими блестящими лучами», - писали они.
На самом деле культурная революция подкосила экономику, разрушила миллионы жизней и погрузила Китай на 10 лет беспорядков, кровопролития, голода и застоя.
Группы студентов и красногвардейцев атаковали людей на улицах, одетых в «буржуазную» одежду, империалистические знаки были сорваны, а интеллектуалы и партийные чиновники были убиты или доведены до самоубийства.
После того как насилие начало свой кровавый путь, правители страны признали, что произошла катастрофа, которая не принесла ничего, кроме тяжелого расстройства, ущерба и деградации.
Культурная революция была детищем великого кормчего Китая - председателя Мао Цзэдуна.
Спустя 17 лет после захвата власти Мао видел свою последнюю политическую кампанию как способ активизации коммунистической революции путем укрепления идеологии и уничтожения противников.
В одной из первых директив было сказано: «Наша цель состоит в том, чтобы бороться и сокрушать те лица, которые идут по капиталистическому пути, чтобы способствовать укреплению и развитию социалистической системы».
Франк Дикёттер в своей книге говорит, что Мао «мечтал сделать Китай башенкой социалистической вселенной и укрепить на нашей планете коммунизм».
Это была также попытка престарелого диктатора, авторитет которого сильно пострадал от пагубного голодомора 1950-х годов, восстановить контроль над партией путем облитерации врагов: реальных или воображаемых.
Большинство историков согласны с тем, что Культурная революция началась в середине мая 1966 года, когда партийные руководители в Пекине издали документ, известный как «Уведомление от 16-го мая». Документ этот предупредил о том, что партия начинена контрреволюционными «ревизионистами», которые действовали в заговоре с целью создать «диктатуру буржуазии».
Две недели спустя, 1 июня, газета партии призвала массы к «очистке старого общества от злых привычек», начав тотальную атаку «монстров и демонов».
Истребляли лучших людей вместе с кошками
Китайские студенты создавали подразделения Красной гвардии в своих классах и университетских городках по всей стране. В «Красном» августе 1966 года погром был в полном разгаре, когда союзники Мао призвали Красную гвардию, чтобы уничтожить четырех «стариков» - старые идеи, старые обычаи, старые привычки и старую культуру.
Школы и университеты были закрыты, а церкви, храмы, библиотеки, магазины и частные дома разграблены или уничтожены, так как начались традиции феодального нападения.
Группы подростков в красных повязках и военной форме бродили по улицам городов, таких ,как Пекин и Шанхай, останавливая прохожих в «буржуазных» одеждах или с ретроградной стрижкой.
Партийные чиновники, преподаватели и представители интеллигенции также попали под раздачу: их публично унижали, избивали, а в некоторых случаях убивали или доводили до самоубийства после жестокого «сеанса борьбы». Кровь текла, так как Мао приказал силам безопасности не вмешиваться в работу Красной гвардии. Почти 1800 человек погибли в Пекине только за август и сентябрь 1966 года.
После первой атаки студентов, ставших приверженцами красного террора, хаос распространился быстро. К движению присоединились рабочие, и Китай погрузился в то, что историки описывают как состояние виртуальной гражданской войны, в которой противоборствующие силы сражаются в городах по всей стране.
К концу 1968 года Мао понял, что революция вышла из-под контроля. В попытке обуздать насилие он дал указание направить миллионы человек из числа городской молодежи в сельскую местность для «перевоспитания».
Он также приказал армии восстановить порядок, превратив Китай в военную диктатуру, которая продержалась до 1971 года. По мере того, как армия сражалась, чтобы взять ситуацию под контроль, число погибших резко выросло.
В период между 1971 и 1976 годами официального окончания Культурной революции, некое подобие нормальной жизни вернулось в Китай. Президент США Ричард Никсон даже совершил поездку по стране в феврале 1972 года, чтобы восстановить отношения между Вашингтоном и Пекином.
Историки считают, что в результате культурной революции погибли от 500 тыс. до 2 млн. человек.
Пожалуй, наиболее пострадавшим регионом стала южная провинция Гуанси, где были зафиксированы случаи массовых убийств и даже каннибализма.
Ужасающие акты варварства произошли также во Внутренней Монголии, где власти развернули жестокую кампанию пыток против предполагаемых сепаратистов.
В Китае пострадала даже популяция кошек, когда хунвэйбины (Красная гвардия) пытались устранить то, что они считали символом буржуазного декаданса. «Прогуливаясь по улицам столицы в конце августа 1966 года, люди видели мертвых кошек, лежащих на обочине дороги со связанными передними лапами» - пишет Дикёттер.
Тем не менее, вопреки распространенному мнению, правительство несет ответственность за большую часть кровопролития, а не красногвардейцы.
Не щадили и авторитетных политиков
Мы обнаружили свидетельства избиений студентами своих учителей до смерти в подъездах, говорит Эндрю Вальдер, автор книги «Китая под руководством Мао».
Но на основании собственных опубликованных историй правительства можно видеть, что более половины, если не две трети людей, которые были убиты или заключены в тюрьмы во время Культурной революции, пострадали в период с 1968 года до начала 1970, когда армия двинулась, чтобы остановить насилие.
Жизни некоторых из самых влиятельных фигур коммунистической партии были перевернуты «турбулентностью», в числе которых оказались будущий лидер Дэн Сяопин, Си Чжунсун - отец нынешнего Председателя КНР. Его сын Си Цзиньпин также был публично унижен, избит и отправлен в ссылку.
Сводная сестра нынешнего лидера Китая Си Хэпин, как говорят, покончила с собой после того, как ее стали преследовать.
Когда хаос охватил Пекин летом 1966 года, иностранные дипломаты оказались в его эпицентре. Бывший британский посол Перси Крэдок пишет в своих мемуарах: «Беруши стали стандартным предметом обихода дипломатов», вспоминая, как какофония песен, восхваляющих «любимого председателя Мао» стала саундтреком к жизни в столице.
К следующему году все приняло более зловещий оборот. Красногвардейцы осадили советские, французские и индонезийские посольства, подожгли автомобиль монгольского посла и повесили табличку на стенах британской миссии, на которой было написано: «Раздавим британский империализм!» Однажды вечером в конце августа дипломаты были вынуждены бежать из британского посольства, после чего здание было разграблено и сожжено. Собравшиеся у ограды британской дипмиссии скандировали: «Убей! Убей!»
Журналист «Reuters» в Пекине Энтони Грей провел более двух лет в неволе после задержания китайскими властями в июле 1967 года.
Читать Мао и слушать лишь его – вот задача
Официальный справочник Культурной революции был маленькой Красной книгой, карманным сборником цитат Мао, который предложил программу действий для хунвейбинов: «Будьте решительны, не бойтесь никаких жертв и преодолейте все трудности, чтобы одержать победу!» - гласит одна из цитат.
В разгар культурной революции в общественных автобусах и даже в небе над Китаем проводились сеансы чтения красной книжечки, а стюардессы проповедовали своим пассажирам слова мудрости Мао. В течение 1960-х Красная книга, как говорят, была самой печатаемой книгой на земле: вышло более миллиарда экземпляров этого издания.
Споры о роли революции продолжаются
Мао надеялся на то, что его революционное движение превратит Китай в маяк коммунизма. Но 50 лет спустя многие полагают, что оно оказало противоположный эффект, открывающий в Китай путь капитализму и приводящий к последующему экономическому буму.
Другим непреходящим наследием, по мнению экспертов, является одержимость современных правителей стабильностью и политическим контролем.